Классический стиль в
дизайне интерьеров всегда актуален и востребован, даже несмотря на всю свою многоплановость и сложность — не так уж просто воссоздать его и не сойти на эклектику или китч.
Этот стиль особенно близок сердцу любителей «большого» искусства всех возрастов, романтиков, грезящих о прошлых великих эпохах, среднему респектабельному поколению, стремящемуся подчеркнуть свою значительность роскошью и безудержной дороговизной
интерьеров, а также людей, ностальгирующих по советскому пиетету перед античностью, помпезным постройкам времен «сталинского ампира».
Классический стиль — «образцовый», «канонический» — сплетается из разных культурно-исторических традиций и эпох. При этом, имея достаточно строгие черты и особенности, он представляется гармоничным целым. Не вдаваясь особо в подробности истории искусств, рассмотрим, когда и каким образом складывается этот великий стиль.
В XVI веке, в период итальянского Возрождения, в интерьерах дворцов появляется не свойственная до этого средневековым замкам роскошь внутреннего убранства. Красота и изящество вновь становятся заботой
архитекторов наряду с практичностью и удобством.
Затем, уже в следующем веке, во дворцах французской знати классический стиль окончательно сформировывается и утверждается. По мере своего развития классический стиль вбирает в себя несколько направлений — барокко, рококо, классицизм, ампир.
Барочный стиль зародился еще во времена Микеланджело — в эпоху итальянского Возрождения, но во всей своей роскоши проявился все там же, во Франции. Для него характерны искривление форм, овальные залы, арки, мраморные витые лестницы, сложный, иногда даже перегруженный декор: лепнина, позолота, резьба, чеканка, инкрустация. В отделке преобладают растительные мотивы: гирлянды цветов, листья, венки.
Самым уютным и интимным в истории
классических интерьеров был стиль рококо. В этом игривом кокетливом слове, кажется, заключена вся его суть (переводится как «раковина», «жемчужина»).
Его философия — это мир будуара, игры, карнавала. В
дизайне интерьеров господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Линии изощренно изогнуты, текстура предметов драпируется или скрывается под обильным декором.
Интерьеры изящны, легки, украшены гирляндами цветов, раковинами, фигурками амуров. Широко используются изделия из бронзы, картины, живописные панно в затейливых рамах и зеркала, которые становятся центральной темой интерьера.
Именно в эпоху рококо (первая половина XVIII в.) зародилось представление об интерьере как целостном ансамбле.
Архитекторы в своих
проектах стремились достичь полного декоративного единства всех составляющих комнатного убранства: росписей и орнамента стен и потолков, отделки пола, форм мебели, расцветок драпировок и обивочных тканей. Классицизм, возникший в середине XVIII века, был ни чем иным, как обращением к античным идеалам красоты.
Дворцы того периода отличались парадной торжественностью и грандиозностью роскошных залов, строгой четкостью анфилад и садово-парковых ансамблей. Здесь царствуют ясные геометрические формы и сдержанный декор.
Для построения интерьеров была характерна анфиладность — комнаты как бы «нанизывались» на прямой коридор. Красота классицизма гармонична, стройна и благородна. Самым ярким символом этого стиля является античная колонна с ее четкими прямыми линиями.
В орнаменте также преобладают античные растительные мотивы (меандр, акант, пальметты), лепнина, спокойные, приглушенные цвета.
И, наконец, в начале XIX века французы, воодушевленные победами Наполеона, добавив к классицизму немного роскоши и позолоты, дополнив античную классику египетскими мотивами, введя в
отделку военную символику (знамена, шлемы, шпаги в барельефах, лепнине и резьбе, золоченые кисти, напоминающие генеральские эполеты), создают «императорский стиль» — ампир.
Это мужественный и холодный, помпезный и гордый стиль, взявший за основу величественные образцы имперского периода Древнего Рима.
Формы ампира чисты, просты и безжалостно логичны, что делает его любимым стилем кабинетного и официального интерьера.
Цвета в интерьере ампира становятся яркими и контрастными. Мебель массивна и украшена бронзовыми накладками. В
декоре преобладают римские и египетские символы (львиные маски, сфинксы, скрещенное оружие).
Конечно, в современной квартире нам не приходится принимать императорских особ, разрабатывать военные стратегии или устраивать балы, но все же очень хочется иногда прикоснуться к роскоши и монументальности дворцовой жизни XVIII-XIX вв.
В наше стремительное время приятно находиться в классической обстановке, где все рассчитано на спокойных и консервативных людей, состоявшихся в жизни, не меняющих
интерьер в угоду моде. Классика покупается надолго и передается по наследству: вещь, созданная в классических пропорциях, будь то мебель, светильники или посуда, не теряет красоты, сохраняя со временем свою притягательность и ценность.
Попробуем дать некоторые рекомендации по моделированию классического стиля в современной квартире или доме.
Общие положения. Современный интерьер, оформленный в классическом стиле, — это помещение правильной формы, светлое, излучающее покой и устойчивую семейную основательность.
В классической обстановке обычно много зеркал, расширяющих помещение и придающих ему блеск, в
интерьере присутствуют колонны, а также уютные атрибуты старины — камины, отделанные мрамором.
Общая цветовая гамма — белая мебель в сочетании с позолотой и пастельными тонами обивки и стен, или еще один распространенный вариант: мебель цвета натуральной благородной древесины с бронзовой отделкой и сине-зелеными или розовыми оттенками текстиля в обивке, шторах.
Здесь можно использовать весьма разнообразные ткани: шелк, атлас, хлопок, вискозу, парчу… Однотонные или с классическими рисунками (преимущественно цветочным орнаментом) — все они хорошо сочетаются с формой мягкой мебели и цветом древесины.
Портьеры и драпировки окон сложной изящной формы с благородными складками и драпировкой служат украшением окна и интерьера в целом. В
классических интерьерах очень важны аксессуары — кисти, держатели-подхваты, шнуры, бахрома и т.д.
Для освещения чаще всего используются люстры из хрусталя, натурального прозрачного камня или дорогого стекла. Хорошо смотрятся в таком
интерьере и бронзовые или позолоченные люстры с плафонами, имитирующими свечи. Современное точечное освещение не является противоречием, а, скорее, органично вписывается в
интерьер.
Итак, обязательные
элементы классики — зеркала в вычурных рамах, камины, уютные невысокие кресла, низкие чайные и кофейные столики, обилие света, мягкие светлые ковры ручной работы, паркет из ценных пород дерева и светильники, похожие на ювелирные украшения, столы и стулья в столовой с резными изящными ножками и фарфоровой посудой, тонкой, почти прозрачной с неброским рисунком и позолотой.
Практические советы. Как мы уже отмечали, в моделировании того или иного стиля существует три основных пути: радикальный, «доминантный» и «мини»-путь стилевого акцента.
Если вы решились на полную реконструкцию, определите центральное пространство, вокруг которого будет развиваться интерьер. Таким естественным центром чаще всего становится гостиная.
При
конструировании интерьера в классическом стиле лучше выбрать центрическую или лучевую композицию. Необходимо тщательно продумать эффект восприятия вашей гостиной.
Для этого прихожую и холл лучше разделить открытой колоннадой. В целом современный
классический интерьер должен избегать перегородок — колонны и полуколонны успешно поделят его на зоны, гармонично «нанизанные» одна на другую.
Дверные проемы также лучше обозначить колоннами или полуколоннами, а в качестве пролетов между ними можно «прорубить» световые колодцы, создавая иллюзию атриума (светового дворика). Все размеры, конечно, должны соответствовать вашему помещению, а вот пропорции необходимо соблюдать классические.
В идеале колонны лучше выполнять из туфа или бетона (такие готовые изделия имеются в продаже). Мрамор и гранит подойдет для отделки стен и камина. Имитация каменных плит на полу внесет в интерьер некоторую брутальность.
Если вы применяете стиль в рамках декоративности, остановитесь на нескольких элементах и строго придерживайтесь их, симметрично чередуя в разных видах. Например, возьмем один или несколько конструктивных элементов классики — колонну, фриз или фронтон, которые станут основной ведущей темой вашего
интерьера.
Так, имея исходное пространство от 30 м2 до бесконечности, вы сможете организовать гостиную вокруг колонны, которая ничего не подпирает. Мотив колонны или полуколонны можно повторить в оформлении проемов и конструкции мебели (ножки кресел, углы шкафов, различные стойки и подставки).
Можно также найти в магазинах или заказать мебель с мотивами фронтона, который придает ей царственное величие. В настоящее время к традиционному мебельному гарнитуру легко подобрать несколько эффектных предметов с выраженной стилевой принадлежностью.
Разумно выполнить часть элементов из таких материалов, как гипсокартон, дерево или пластик. Поскольку ваши колонны не несущие, они вполне могут быть изготовлены из современных легких отделочных материалов.
Наконец, если вы хотите добиться результата минимальными средствами и силами, т.е. ограничиться только стилевым акцентом, то этой заветной деталью может стать, например, античная ваза или канделябр, орнамент драпировок или картина на античную тему.
Но даже при использовании одной стилевой детали надо строго соблюдать правило «классического» пространства и цвета: по возможности симметричная расстановка мебели, светлые спокойные тона, натуральные материалы.
Итак, дерзайте! Классика всегда в моде, потому что именно
классический интерьер «выдержанный» и проверенный веками, способен создать наиболее гармоничную, устойчивую и комфортную атмосферу.
Пробыв в таком
доме несколько минут, хочется остаться в нем на всю жизнь — ведь человека всегда манила комфортная роскошь, тем более что здесь она предназначена не для экспозиции, а для жизни в ней.