Произведения искусства — завершающий штрих в
создании интерьера. Скульптурные, живописные или графические работы художников придают обстановке дома индивидуальность. Если это настоящие шедевры, то качественный ремонт и красивая мебель станут для них необходимым фоном.
Место живописи в интерьере Вначале появилась мода на портреты: их вешали на стены замков аристократы. Подражая последним, богатые купцы тоже стали позировать знаменитым художникам. Причем известность мастера и роскошь костюма на холсте должны были демонстрировать высокий социальный статус заказчика. Затем жилье начали украшать картинами со сценами охоты, натюрмортами с дичью и лесными пейзажами.
С тех пор иметь дома живописные полотна считалось правилом хорошего тона. Однако работы знаменитых художников всегда стоили дорого. А для того чтобы приобрести картину начинающего мастера кисти и не ошибиться, нужно обладать чутьем и вкусом.
Эти же качества потребуются и для удачного размещения произведения искусства в интерьере: надо не только найти картину, соответствующую стилю дома, но и определить место, на котором она будет наиболее выигрышно смотреться. Впрочем, если полотно дорогое, то, возможно, стоит обстановку подобрать под него, а не наоборот.
Предметы искусства достаточно капризны и часто не выдерживают соседства друг с другом, поэтому их взаимное расположение в комнате тоже очень важно. Кроме того, живописное полотно следует правильно оформить, чтобы оно гармонично вписалось в
интерьер.
Вообще считается, что талантливая работа художника или скульптора несет большой энергетический заряд, который, кстати, не всегда позитивен.
Подобное признают даже сами художники. Например, известный мастер Михаил Шемякин как-то сказал, что «есть картины, действующие на организм положительно, есть — отрицательно. Концентрация мощной энергетики в полотнах может практически излечить человека…».
Поэтому не стоит приобретать полотна по чьей-либо рекомендации (если вы хотите украсить ими жилье, а не вкладываете средства), ведь то, что модно и признано другими, может не подойти вам и стать причиной плохого настроения.
Оптимальный вариант, когда произведение искусства создает в доме атмосферу покоя и умиротворения или бодрости и энергии. В любом случае картина должна вам нравиться, вызывать позитивные эмоции.
Картина и стиль интерьера Колорит и стиль живописных работ должны соответствовать обстановке вашего жилья (если, конечно, вы не коллекционер, дом которого больше похож на галерею). А уж что и с чем согласовать — картины с интерьером или наоборот — решать вам.
Правильно подобранные меблировка и художественные произведения не противоречат, а органично дополняют друг друга. Так, полотна признанных мастеров необходимо поместить в дорогую классическую или антикварную обстановку.
Лучшим фоном для них станут обтянутые тканью или покрытые текстильными обоями стены. В таком случае оправой картины будет не только ее золоченая рама, но и лепнина на потолке, наборный паркет и хрустальная люстра.
Для абстракций или авангардных работ, наоборот, строгая мебель не подойдет. Такие полотна идеально впишутся в лаконичный минимализм или хай-тек с блеском стекла и металла.
Интерьер в стиле модерн украсят изящные акварели с букетами цветов в легких рамах: ведь растительные мотивы, как известно, его любимая тема.
Стоит также с осторожностью выбирать картины для детской или спальни. В этих комнатах лучше не использовать ярких будоражащих произведений, так как опочивальня должна располагать к отдыху и умиротворению, а в детской крупные и контрастные рисунки могут утомлять и раздражать ребенка.
Пожалуй, малышу в своей комнате стоит позволить устроить вернисаж из собственных работ (ваша задача — поместить их в рамки или паспарту и укрепить на стене). Этим вы достигнете сразу двух результатов: во-первых, ребенок поймет, что его творчество воспринимается вами серьезно, а во-вторых, научится применять фантазию в оформлении своего жилья.
Подбираем раму Рама для картины либо паспарту для офорта или акварели служит своего рода посредником между обстановкой и полотном. И если их подобрать неправильно, то гармония будет нарушена даже в том случае, когда стили художественного произведения и интерьера совпадают.
Так, мало кому придет в голову дорогой холст признанного мастера поместить в простую пластиковую раму. Но ведь и репродукция или некачественная копия в лепном бронзовом багете тоже режет глаз. Подобная вещь может украсить разве что интерьер в стиле китч. А для скромных по ценности картин и рама должна быть соответствующая.
Кроме стоимости следует ориентироваться и на технику исполнения. Например, произведение, написанное маслом, солидно выглядят в широкой деревянной раме с резными или лепными украшениями, а графическим работам (гравюры, карандашные рисунки) подойдет тонкая рамка из металла.
Помимо этого акварель и графика должны иметь паспарту (широкое обрамление из бумаги) — так они выглядят законченно. Раньше паспарту делали преимущественно из белой бумаги, теперь же в багетных мастерских большой выбор цветного тонкого картона (от листов разнообразного цвета до имитации замши, кожи или ткани). Паспарту, подобранное по колориту к картине, значительно повышает ее декоративность.
В багетных мастерских можно заказать и раму из специальных профилированных реек (багета). Существуют деревянные, пластиковые, металлические рейки, покрытые резьбой и лепниной, даже обтянутые тканью — ассортимент позволяет найти нужный вариант.
Раму для художественного произведения надо подбирать, учитывая стиль обстановки, колорит картины и стен. Так, если фасад мебели из массива с отделкой из резных деталей, то и раму желательно изготовить из резного деревянного багета, покрытого лаком под цвет шкафов.
Оттенок багета (контрастный или совпадающий по тону с отдельными элементами внутреннего убранства) подбирают исходя из колорита холста. Например, черная тонкая рама красиво смотрится на светлой стене. Если же в комнате есть еще детали черного цвета (диванная подушка, ваза или скульптура), то и весь интерьер приобретет графичность, станет нарядным и ярким.
Добавим, что графика, акварели или пастель нуждаются в защите от света и влаги, поэтому их покрывают тонким листом прозрачного стекла. Старинные рисунки, выполненные акварелью, лучше поместить в антикварные рамы или использовать новые, слегка их состарив. Помимо рамы такие работы принято обрамлять многослойными цветными паспарту из дорогой бумаги с золотым обрезом.
Выбор места и фона Итак, рама подобрана. Как правильно разместить картину на стене и найти для нее место, соседей и освещение? Обычно учитывают размер холста, общую планировку комнаты и расстановку в ней мебели.
Так, полотна средних размеров можно повесить над невысокими предметами интерьера (диван, комод, кровать). Если картины имеют небольшой формат и схожи по цветовой гамме и сюжету, их располагают группами друг под другом или на одном уровне вдоль стены.
Большие работы или панно хорошо смотрятся над камином, в простенках между окнами или даже на полу. Картину также можно установить на подставке.
Оптимально, когда расположение полотен или их групп связано с функциональными зонами, на которые разделено жилое пространство, например над обеденным столом в столовой, в зоне отдыха в гостиной, возле кресла. Можно даже использовать несколько картин в виде живописной группы или полосы на стене в качестве своеобразной границы между зонами.
Выбирая место для работы художника, определите, каким образом на нее будет падать дневной или вечерний свет. Чем темнее цветовая гамма полотна, тем больше оно нуждается в естественной или искусственной подсветке.
Первую можно организовать, повесив холст напротив окна, а искусственное освещение легко создать с помощью специальной лампы небольшой мощности, закрепленной над картиной. Такие светильники изготавливают сейчас в разных стилях.
Цвет и фактура стен тоже играют большую роль в восприятии художественного произведения: одна и та же картина по-разному выглядит на фоне кирпичной или каменной кладки, деревянных балок, обоев, ткани, побелки или краски.
Идеальной основой для яркого контрастного полотна с абстрактным рисунком будет белая гладкая поверхность стены. На пестрых обоях без ущерба приживутся только небольшие акварели или графические работы с широким паспарту.
Практически вся классическая живопись красиво смотрится на однотонных стенах, оформленных лепным декором, причем цвет обоев должен перекликаться с колоритом полотен, дополняя его.
Повесить раму на стену можно самым простым способом — с помощью гвоздя. Если же у вас несколько картин и вы не хотите под каждую из них сверлить дырку, используйте систему, применяемую в музеях.
Для этого под потолком крепят карниз, к которому с помощью крючков и прочных шнуров подвешивают полотна. Такой вид крепления не только сохраняет целостность стен, но и позволяет легко менять расположение холстов.
Среди модных тенденций можно отметить установку картин на полки, столешницы комодов или просто на пол. Для детских рисунков применяют магниты и металлические планки, закрепленные на стене. В этом случае экспозицию легко поменять в зависимости от настроения юного художника.
Чтобы полотно выглядело достаточно выразительно, его окружение должно быть тщательно продуманно. Недопустимо соседство с картиной множества мелких недорогих безделушек, а из декоративных аксессуаров рядом с холстом большого размера обычно ставят гармонирующие по стилю скульптуры или напольную вазу.
Хорошо будут смотреться и крупные живые растения. Располагая картины группами, следует помнить, что они должны сочетаться друг с другом и быть выполнены на приблизительно одинаковом уровне: нельзя, например, подлинник известного мастера повесить рядом с бумажной репродукцией или подделкой.
Производители декоративных аксессуаров для украшения интерьеров выпускают репродукции живописных работ, выполненные в разных стилях. Используя технологии нанесения краски на основу (холст, картон), создающие так называемую трехмерную текстуру, достигается такая степень достоверности, что репродукцию трудно отличить от оригинала: красочный слой имеет объем и с точностью до мельчайших мазков воспроизводит подлинник.
Для того чтобы избежать проблем в составлении художественных композиций, картины выпускают сериями в одинаковых рамах и цветовой гамме с похожим сюжетом.