Размер Дорожки имеют разную ширину в зависимости от желания владельца, но обычно она составляет от 0,9 до 1,2 м, а бетон укладывают слоем в 10 см. Если по дорожке будет проезжать автомобиль - например, к гаражу, то толщина бетона должна быть не менее 15 см.
Начальный этапВбейте колышки по углам дорожки. Выкопайте приямок для нее на 15 см шире, чтобы у вас было место для опалубки. Отбейте меловые линии, полностью разметив контур приямка для дорожки. Приямок должен быть на 30 см шире, чем будущая дорожка.
Земляные работыУдалим весь дерн и корни с места производства земляных работ. Глубина приямка может быть разной. Если место сырое, бетон лучше уложить на 10-15 см слой гравия или щебня, вследствие чего приямок должен быть более глубоким. Землю перед отсыпкой гравия надо утрамбовать.
Обычно верх бетонного покрытия выступает на 2,5-5 см над поверхностью земли. Таким образом, приямок должен иметь глубину от 5 до 15 см.
Помните, что при утрамбовке грунта глубина приямка возрастет, следовательно, для 75-миллиметрового приямка землю надо выкопать только на 50 мм, а на 25 мм она утрамбуется. Обратите внимание, что гравий насыпают и за пределами опалубки.
Установка опалубкиОпалубку обычно делают из досок, которые прибивают к деревянным кольям. Установите доски так, чтобы пространство между ними было равно ширине дорожки. При этом можно воспользоваться предварительно изготовленным шаблоном.
Установив боковые доски, поставьте торцевые. Убедитесь, что доски выступают над уровнем земли на нужную высоту. Обычно их выставляют горизонтально по уровню или с некоторым наклоном к боковой стороне или по длине для стока воды.
Если земля имеет естественный уклон в направлении дорожки, можно устроить ступеньку. Подсыпьте 20-25 см гравия после торцевой доски опалубки, чтобы ступенька была вдвое толще основного бетонного покрытия.
Устройство термических швов
Поскольку бетон расширяется и сокращается при изменении температуры, через каждые 8 метров или менее следует сделать термический шов.
Шов представляет собой пропитанную битумом волокнистую прокладку, которую укладывают заранее в опалубку, разделяя два замеса монолитного бетона.
Изоляция стыкаВ месте соприкосновения (стыка) бетонного покрытия с фундаментом, лестницей или другой бетонной поверхностью вставьте полоску из того же материала, что и термическая прокладка.
Это позволит и первому, и второму бетонному элементу расширяться, не оказывая взаимного давления. Этот стык надо, кроме того, герметизировать, чтобы вода не затекала под покрытие.
Противоусадочные швыПротивоусадочный шов представляет собой поперечный надрез поверхности бетонного покрытия, предотвращающий образование поверхностных трещин. Обычно его выполняют на глубину, равную одной четверти толщины покрытия.
Противоусадочный шов можно сделать вручную специальным мастерком или инструментом для резки бетона до того, как бетон схватится. Профессионалы выполняют эти швы после частичного затвердевания бетона.
Армирование покрытияДля большей долговечности на гравийную основу следует уложить сварную арматурную сетку. Положите ее на куски кирпича или камни, чтобы она лежала на 38-51 мм выше уровня гравия.
Вместо сетки можно заказать на бетонном заводе добавку из волокон в бетонную смесь. В смесь добавляют волокна полимерные, акриловые или стекловолокно. Бетонное покрытие может быть усилено металлическими арматурными прутками вместо сварной сетки, но обычно таким способом простую дорожку не усиливают.
Заливаем бетонДорожку желательно заливать секциями длиной 3-4 м. Установите торцевую доску в том месте, где завершается такая секция.
Прежде всего, решите, будете ли вы делать раствор сами или купите готовый бетон на местном заводе. Если вы собираетесь делать раствор сами и работа большая, то возьмите в аренду бетономешалку и запаситесь цементом, песком и гравием.
Перед заливкой бетонного покрытия смочите основание, и в теплый день укладывайте бетон прямо на влажное основание, но луж быть не должно. Заливку начинайте с одного конца опалубки. Залейте бетон в опалубку и подравняйте поверхность граблями.
Продолжайте заливать порцию за порцией, разравнивая их, пока не заполните всю опалубку и не получите ровную поверхность уложенного покрытия.
Теперь пройдитесь по поверхности граблями, чтобы завести под поверхность выступающие камни. Держите грабли поперек дорожки и заведите зубцы в бетон на несколько сантиметров.
Отделка поверхности дорожки
Начинайте отделку, когда с поверхности исчезнет пленка воды, а также влажный блеск. Надо произвести затирку поверхности, которая для малых поверхностей, таких как дорожка, производится вручную мастерком для затирки.
Разглаживают поверхность во время этой операции круговыми движениями, причем каждый круг частично перекрывает предыдущий. Обработайте так всю поверхность дорожки.
Когда поверхность у вас станет гладкой и твердой, приступайте к обработке кромок. Кромки дорожки надо слегка скруглить, чтобы они не растрескались под нагрузкой.