Для устройства дорожек на дачном участке наиболее оптимальным материалом является бетон. Свойства используемого бетона зависят от назначения дорожек. Д
ля бетонирования узких дорожек необходим бетон низкой прочности, для внутренних двориков, порогов и лестниц – бетон средней прочности, для подъездных дорожек – высокопрочный бетон. Прочность бетона обеспечивает концентрация в нем цемента.
Для создания высокопрочного раствора берется смесь цемента, крупнозернистого песка и щебня по пропорции 1:2:3. Меньшая прочность достигается при пропорции тех же компонентов 1:3:6.
Чтобы построить монолитную бетонную дорожку, возвышающуюся над уровнем почвы, необходимо смонтировать опалубку. Для этого можно использовать достаточно прочные и ровные доски. Для создания плавных изгибов и округлых переходов в опалубке может использоваться прочный гибкий пластик или фанера.
Для надежного закрепления опалубки на месте, с наружной стороны досок в землю вбиваются фиксирующие деревянные колышки. Опалубка снимается только после окончательного застывания бетона.
Для заливки бетоном, основание дорожки должно быть подготовлено. С этой целью снимается верхний слой почвы толщиной до 15 сантиметров и тщательно утрамбовывается дно траншеи, на которое, затем, укладывают дренажную подушку, представляющую собой слой щебня или гравия толщиной 5 сантиметров.
Затем в опалубку выливают бетон слоем 5-10 сантиметров. Для предотвращения образования в бетонном монолите трещин, раствор необходимо во влажном состоянии выдержать, по крайней мере, сутки, обильно увлажнить основание, подготовленное для заливки бетона, после заливки несколько дней сохранять влажность уложенного раствора путем регулярного увлажнения или, накрыв брезентом.
Чтобы в монолите не образовывались пустоты, уложенный раствор следует проштыковать лопатой и разровнять рейкой с острыми краями, чтобы на его поверхность выступила вода.
При заливке бетоном больших площадей необходимо предусматривать через каждые 2-3 метра расширительные температурные швы, которые не заполнятся раствором.
Бетонный монолит без расширительных швов быстро просядет и растрескается. Швы заполняются бетоном только после полного застывания всего монолита.
После заливки бетоном монолитная дорожка будет готова к эксплуатации в летний период – через 5 дней, зимой – через две недели.