Альпийская горка — это участок сада с искусственным сооружением из камней и растений высокогорной растительности. Этот любимый многими элемент ландшафтного дизайна берет свое начало и название высоко в горах, где в расщелинах камней, как бы «вопреки суровой судьбе» поселяются растения, поражающие разнообразием форм и окраски цветов.
Главным образующим фактором таких уголков является камень, а растения лишь дополняют и обрамляют глыбы. Подражая природе, человек стал сооружать альпийские горки, отказываясь от крупных растений и находя красоту в природной форме камней, даже их щелях и трещинах.
Специалисты по ландшафтному дизайну знают, что хорошая альпийская горка — это не мини-гора, а особый микромир, всегда точно найденный неповторимый образ. И это не груда камней, а сложное сооружение, успех построения которого всецело зависит от соблюдения ряда правил и принципов. Сегодня мы познакомимся с ними.
Горку устраивают на солнечном и защищенном от ветров месте, так, чтобы постройки или кроны взрослых деревьев не затеняли светолюбивые растения. Она должна иметь несколько сторон обзора, и при этом каждая должна выглядеть достойно.
Размер определяется, прежде всего, размерами сада. На небольшом земельном участке уместна компактная горка, не нарушающая гармонию сада, а на больших наделах будет неплохо смотреться более монументальное сооружение из больших глыб.
Особо следует продумать расположение на плоском участке, здесь важно добиться естественного звучания в контексте сада, обеспечить плавность перехода от альпинария к окружающему ландшафту. Горка смотрится более привлекательно, если она плавно переходит в прилегающий к ней цветник.
Это очень хороший способ связать ее в единую композицию с другими элементами сада. Удачным фоном станет шелковистый подстриженный газон, напоминающий знаменитые альпийские луга. В такой композиции очень хорошо смотрится водоем, особенно если хочется придать ей большую живость и динамизм. На больших альпинариях сооружают водопады.
Создание альпийской горки начинается с разметки участка. На предполагаемом месте вырывают котлован и заполняют его щебнем, битым кирпичом или керамзитом, которым отводится роль дренажа. На эти цели можно очень удачно использовать строительный мусор.
Иногда его легче и дешевле пустить на хорошее дело, чем вывозить. После устройства основы горки уплотняется дно котлована, и он засыпается плодородным грунтом вровень с землей. Землю засыпают послойно, каждый пласт уплотняют и поливают водой, чтобы выявить пустоты.
Срок жизни горки сокращает такое явление, как усадка камней. Дренаж делается для того, чтобы земля не «утянула» их в себя. В этих же целях прибегают к неприродным материалам, например, устанавливая камни на опоры из перфорированных асбоцементных труб, заполненных гравием. Применяют также цементные, бетонные или кирпичные опорные конструкции.
На готовом основании начинается размещение камней и их закрепление в грунте. Это самый ответственный момент. В Альпах добывают горные породы с красивыми и необычными названиями: шифер, порфир, серая вакка, конгломерат нагельфлю.
Но в «русских» альпийских горках чаще всего применяют гранит, базальт, песчаник, известняк. Неплохо смотрятся туф, ракушечник, доломит, хотя из-за пористой структуры в условиях российского климата они недолговечны — начинают разрушаться.
Поскольку горка — инженерное сооружение, при укладке камней нужно придерживаться соблюдения некоторых технических правил. Их укладывают в направлении от подножия к вершине, так чтобы нижние служили опорой лежащим выше, самая широкая часть ложится основанием.
Традиционный способ — укладка ярусами. Их количество зависит от размеров горки и используемых камней. Обычно для горки размером 5х3 м получается 3-5 ярусов. Плитняк кладут послойно, валуны неправильной формы размещают поодиночке или группами, композиция состоит обычно из нечетного числа элементов.
Сооружение не должно выглядеть слишком «правильным» или слишком хаотичным нагромождением. Расположение камней должно быть гармоничным, создавать эффект естественного обнажения, и чтобы каждый обладал равновесием и устойчивостью. Иногда сформировать облик помогает «главный» камень, который придает горке некий смысловой центр.
Каменистый участок должен смотреться эстетично даже без растений, потому что, опять же следуя природе, их задача — только подчеркнуть красоту композиции. Расстояние между камнями должно быть достаточным для нормального роста растений, и для того, чтобы подросшие растения не скрадывали камни.
Обязательно займитесь борьбой с сорняками. Этот этап предварительной подготовки очень важен. Тщательно удаляйте их корни, просейте почву, обработайте ее гербицидами. Если этого не сделать, заявятся «непрошеные гости»: бодяк, хвощ полевой, конский щавель, пырей, осот.
И «забьют» нашу горку вместе с ее законными обитателями. Корни «бодяка и компании» быстро уходят под камни, и выполоть их становится невозможным. Через пару лет придется перекладывать заново.
Хорошо еще, если это небольшой альпинарий, а если площадь большая и слагается из большого числа тяжелых глыб? Чтобы не дать горке быстро зарасти, вокруг нее используется отсыпка из речной гальки и специальные разделители из пластика.
Первоначально термин «альпинарий» обозначал коллекцию высокогорных видов альпийских растений. Со временем их использование стало совсем необязательным. Зеленую основу могут составлять почвопокровные многолетники, низкорослые деревья и кустарники, как лиственные, так и хвойные, травы, папоротники, луковичные и злаки.
Например, некоторые почитатели российской природы насаживают мох и вереск, брусничные кочки, карельскую березу и сосну. Обязательно только учитывать совместимость видов.
Растения подбираются так, чтобы горка выглядела привлекательно круглый год: весной и летом — за счет яркости и разнообразия растений, осенью — из-за пестроты листьев, зимой — благодаря симпатичным хвойным. И чтобы большую часть года увядание одних растений сменялось цветением других.
Возможных решений при создании горки множество, все зависит от поставленных эстетических задач. Кто-то устраивает ущелье, кто-то террасу, плато или каменистую тропинку. Одному мил родник, а другому водопад.
В азиатских, в частности, японских моделях преобладают камни и песок, а в европейских предпочтение отдается пышно цветущей растительности.