В мае в 2001 году был проведен мониторинг земельной реформы среди сельских жителей с целью исследования отношения крестьян к земельной реформе, пониманию ими своих прав, намерения относительно использования своего земельного участка.
Программа мониторинга включала проведение социологического опроса среди сельских жителей, которые имеют право на получение земельных участков в собственность, распространение брошюры “Аграрная реформа: вопросы и ответы”, сбор фактической информации о практике проведения земельной реформы и правовой помощи, которая проводилась через общественные приемные Комитета избирателей Украины.
Мониторинг проводился в 21 области Украины. В целом было опрошено более 10 тыс. сельских жителей в 508 селах Украины, распространено около 25 тыс. экземпляров брошюры.
Сведенные результаты мониторинга были обнародованы на круглом столе “Аграрная реформа в Украине: достижения и просчеты” который прошел 12 июня в 2001 году при участии ведущих отечественных и западных научных работников, специалистов Администрации Президента Украины, Кабинета министров, Верховной Рады Украины, министерств, представителей посольств.
Результаты мониторинга по регионам были доведены до общественности местными организациями в форме пресс-конференций, круглых столов, семинаров и публикаций в печати.
Результаты мониторинга выразили с одной стороны желание крестьян стать землевладельцем, организовать хозяйство, с другой – неудовлетворение результатами реформирования, неосведомленность со своими правами и обязанностями как владельца земли, засвидетельствовали отсутствие условий, которые дают возможность реализовать преимущества частной собственности на землю, тянущей за собой возникновение ряда других проблем.
1. ОТНОШЕНИЕ КРЕСТЬЯН К РЕЗУЛЬТАТАМ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ.Результаты любых значительных трансформаций редко полностью совпадают с декларируемыми намерениями их инициаторов. Обычно реформы приводят к возникновению как позитивных, так и негативных последствий, которые распределяются совсем неравномерно между участниками.
В то же время, всегда остается возможность скорректировать процесс реформирования, анализируя реальные достижения и неудачи. Чиновники в многочисленных комментариях процесса реформирования земельных отношений в целом положительно оценивают его результаты и верят, что именно крестьяне заинтересованы в самых скорых изменениях, и что эти изменения "ставят в основу производственной пирамиды крестьянина-хозяина, реального владельца земли и имущества”.
Последнюю часть утверждения, учитывая результаты мониторинга, не разделяет большинство жителей села. Только 13 % опрошенных считают, что реальные выгоды от земельной реформы получили крестьяне, 45 % склоняются к мысли, что выгоды получило руководство прежнего КСП, 22% – бизнесмены и 20% – государство.
А вот относительно заинтересованности крестьян в реформах, то в этом чиновнике правы. Невзирая на неудовлетворительную оценку результатов земельной реформы, только 24% крестьян не имеют желания получить свой земельный участок в натуре.
Вместо этого, 67% заявили, что они имеют такое желание или уже получили участок. Более того, опрос засвидетельствовал, что крестьяне уже определились с наиболее приемлемым для себя способом использования своего участка: 22% желают самостоятельно вести хозяйство, 15% – создать с другими землевладельцами кооперативное хозяйство, 31% – сдать земельный участок в аренду сельскохозяйственному предприятию, 17% – сдать участок в аренду фермеру, 8% желают продать землю.
Следовательно, с одной стороны действительно существует желание стать владельцами земельного участка и недвижимости в Украине и самостоятельно или совместно вести хозяйство со стороны достаточно значительной части; с другой – неудовлетворение реальными результатами земельной реформы.
В целом результаты мониторинга засвидетельствовали, что земельная реформа в Украине пока не достигла одной из главных своих целей, а именно возникновение прослойки эффективного землевладельца.
Значительный процент крестьян, которые желают сдать свою землю в аренду не подтверждает обеспокоенности тем, что само по себе введение частной собственности на землю приведет к распаду целостных имущественных комплексов и превратит сельское хозяйство Украины в мелкотоварное производство.
Опыт других стран, например Германии, где политика правительства при реформировании земельных отношений на востоке страны позволила сберечь большие хозяйства и, в то же время, повысить производительность их работы, также опровергает аргументы противников передачи земельных участков в собственность из этих мотивов.
2. ЧТО МЕШАЕТ КРЕСТЬЯНИНУ СТАТЬ ВЛАДЕЛЬЦЕМ?Если сопоставить количество желающих стать владельцами земельного участка с количеством тех, кто уже смог реализовать свои намерения, становится очевидным, что значительный процент крестьян по различным причинам еще не смогли сделать этого.
Основной причиной, которая мешает получить земельный участок в собственность, наибольший процент опрошенных (27%) назвали неосведомленность со своими правами и земельным законодательством; 21% – не имеют средств чтобы оплатить оформление и 8% отметили, что им своими действиями препятствовало руководство КСП.
Отметим, что процессу реформирования недоставало широкой информационной поддержки, в первую очередь разъяснений в печати, на радио, телевидении прав и обязанностей, которые имеют владельцы земли и объектов недвижимости, каким образом можно реализовать и возобновить эти права в случае нарушения.
Вместо этого, правительство ограничилось преимущественно административными методами, что позволило лицам, приближенным к руководству хозяйств, при отсутствии действенного контроля, воспользоваться правовой неосведомленностью крестьян. Все эти факторы, в свою очередь, повлияли на оценку крестьянами последствий земельной реформы.
Разнообразные общественные и политические организации, почувствовав нехватку информации, заявили о своей готовности способствовать правовому образованию крестьян и помочь возобновить нарушенные права.
Но их усилий оказалось недостаточно, поскольку только 4% опрошенных заявили, что они обращались за помощью к общественным организациям и политическим партиям.
3. ОТНОШЕНИЕ К СВОБОДНОЙ ПРОДАЖЕ ЗЕМЛИ И НЕДВИЖИМОСТИ В УКРАИНЕ.Дискуссионным в обществе остается вопрос отношения к свободной продаже земли в Украине. Это наиболее болезненный вопрос, вокруг которого продолжаются споры в Верховной Раде Украины и мешают принять земельный кодекс.
Большинство опрошенных граждан, которые имеют право на получение земельного участка в собственность, выступают против свободной продажи земли и только четверть считает его неотъемлемым правом владельца земельного участка.
Также большинство крестьян выступает за ограничение прав владельца земли, если он использует ее нерационально, разрушая ее плодородие.
Результаты опроса свидетельствуют, что во время проведения реформы, недостаточно внимания было уделено именно тем людям, ради которых, как было задекларировано, и была проведена реформа.
Официальная статистика освещала скорее количественную, формальную сторону реформы (количество реформированных хозяйств, структура вновь созданных хозяйств по формам и по количеству основателей, и тому подобное) и почти не отображала качественных изменений.
Какие возможности выбора эффективного использования своего земельного участка имеют владельцы, осведомлены ли они со своими правами, кто мешает им с выгодой для себя и общества использовать свои права владельца, – все эти вопросы нуждаются во внимании не только исследователей, а в первую очередь, правительства, и тянут за собой необходимость обеспечить институционные и экономические условий для эффективного ведения хозяйства.
В другом случае, добрые намерения так и останутся добрыми намерениями.
freehouse.com.ua