В последние годы на тротуары и проезжие части российских городов стали возвращаться брусчатка, цветная и фигурная тротуарная плитка и другие архитектурно - выразительные и практичные искусственные мелкоштучные элементы мощения. Кроме высокой эстетики использование искусственных элементов имеет и практическое значение.
Плитка эксплуатируется дольше, чем асфальт, значительно упрощается ремонт и замена тротуаров, а также ремонт инженерных сетей. Хотя строительство плиточных тротуаров дороже асфальтовых более чем на одну треть, за 3-4 года эксплуатации эти затраты окупаются.
Тротуарная плитка - технологичный материал, позволяющий производить укладку дорожек и площадок любых размеров и конфигураций.
Укладка плитки по песчаному основанию придает покрытию множество преимуществ по сравнению со сплошным асфальтобетонным покрытием:
- на поверхности такого покрытия не образуются лужи, так как вода свободно уходит через зазоры между плитками;
- плиточное покрытие не нарушает естественную потребность зеленых насаждений в водо- и газообмене, что благоприятно сказывается на экологии окружающего пространства;
- при необходимости проведения ремонтных работ (например, прокладка подземных коммуникаций) тротуарную плитку можно легко снять, провести необходимые работы и уложить снова;
- в летнее время нагрев покрытия из плитки значительно меньше, чем из темного асфальта; при этом плиточное покрытие не размягчается и не выделяет летучих продуктов.
Кроме тротуарной плитки, из декоративного цементного бетона могут производиться и разнообразные элементы садово-паркового дизайна.
Для производства бетонной тротуарной плитки используют два метода:
- вибропрессование жестких смесей с низким водосодержанием (низким В/Ц);
- вибролитье с использованием пластифицирующих добавок.
Оба метода позволяют получить бетонную плитку с низкой пористостью благодаря малому содержанию воды в бетонной смеси и обеспечению плотной укладки бетонной смеси с применением механических воздействий (вибрирование или вибропрессование).
Какого-либо принципиального преимущества у каждого из этих методов нет. Однако обеспечение гарантированного качества продукции легче достигается при использовании вибролитьевого метода с применением смесей с пластифицирующими добавками.
Кроме того технология вибролитья позволяет получить тротуарную плитку с большим выбором рельефных рисунков.
Количество производителей стремительно растет, т. к. для того чтобы начать производство нужно совсем немного: помещение площадью 100-300 м2, трехфазное электроснабжение, одна-две бетономешалки, один-два формовочных стола, распалубочный стол и комплект пластиковых форм.
Всего этого будет достаточно, чтобы производить фигурную брусчатку, квадратные плиты различной толщины, фасадную плитку под натуральный камень и т. д.
Вместе с тем следует отметить, что культура работы с такими материалами не всегда соответствует их функциональным и эстетическим возможностям.
Нарушение технологии укладки мелкоштучных элементов мощения, применение материалов, не соответствующих назначению покрытия, часто приводит к тому, что дороги и тротуары проваливаются, горбятся, отдельные элементы расшатываются и разрушаются.
Поэтому при укладке мелкоштучных элементов мощения важно соблюдать технологию, использовать качественные материалы и применять специальное оборудование для выполнения данного вида работ.
Начинать работу следует с уплотнения земляного полотна до устойчивого состояния. При этом особое внимание следует уделять организации его дренирования. В случае, если грунтовое основание влажное с низкой несущей способностью, необходимо использовать геосинтетические материалы. Однако если грунт песчаный, часто вообще не требуется укладка несущего слоя.
Поперечный уклон основания должен соответствовать поперечному уклону наружного покрытия. Толщина подстилающего слоя составляет 2-5 см. Нельзя превышать верхнюю границу, иначе под действием эксплуатационной нагрузки может деформироваться наружное покрытие.
В качестве материала подстилающего слоя наиболее подходит песок фракций 0-2 или 0-4 мм, мелкий щебень крупностью 1-3 или 2-5 мм, а также смесь дробленого песка со щебнем крупностью 0-5 мм. Размер крупных частиц не должен превышать 8 мм.
На участках с повышенными транспортными нагрузками в качестве связующего для подстилающего слоя рекомендуется добавлять цемент или известь.
В местах под крышами или навесами материал подстилающего слоя обычно остается сухим и рыхлым. В этом случае брусчатку укладывают в сухой раствор и соответствующую щебеночную смесь, а после укладки все промежутки между камнями заполняют мелкозернистым песком.
Все плитки или камни следует укладывать точно по высоте, углу наклона и с учетом направления трассы (по шнуру), оставляя достаточные зазоры для швов.
При принудительном уплотнении (трамбовке) даже самые небольшие погрешности укладки не смогут быть устранены. Это относится также к камням с прокладками. Впрочем, прокладки нельзя считать полноценной заменой заполнения швов. Они могут служить лишь вспомогательным средством для обеспечения определенной ширины швов.
Расположение и размеры швов вдоль кромок бордюрных камней и прочих ограждающих элементов и сооружений необходимо планировать в соответствии с модульной сеткой.
При этом надо принимать в расчет отклонения размеров + 3 мм, обусловленные технологией изготовления элементов мощения. Это позволит при необходимости заменять камни или плитки в покрытии.
Для обеспечения прямолинейности швов примерно через каждые 3 м в продольном направлении натягивают шнуры. При разметке больших участков необходимо натягивать шнуры в двух направлениях и через каждые 1-3 м контролировать соблюдение прямых углов.
В качестве обрамления мощеных участков следует использовать закладываемые в бетонную постель бордюрные или окантовочные камни, которые, как правило, достаточно надежно воспринимают нагрузку на края покрытия. Эти ограждения устанавливают перед укладкой наружной части мостовой, чтобы предотвратить поперечные смешения и осадку камней.
Примыкающие к строениям мощеные участки укладывают так, чтобы поверхностные воды стекали не к зданию, а от него. В противном случае необходимо предусмотреть сточные желоба и дождеприемные решетки у самой постройки.
В соответствии с требованиями стандарта неровности наружной поверхности в пределах 4-х метрового контрольного отрезка мостовой из бетонных камней и бетонных плит не должны превышать 10 мм.
Однако этот критерий всегда следует рассматривать в сочетании со структурой наружной части покрытия. Разницу в высоте бетонных камней обычно компенсируют их укладкой в относительно рыхлую песчаную постель.
В заключение еще раз отметим основные преимущества тротуарной плитки.
Технологичность. Укладку тротуарной плитки можно осуществлять вручную или с помощью плиткоукладочных машин, а наличие шовообразователей позволяет это делать максимально быстро, без предварительной подгонки, с гарантированным зазором.
Удобство. На поверхности тротуарной плитки не бывает луж. Наличие зазоров позволяет влаге свободно проникать и испаряться сквозь плиточные покрытия и исключает образование под покрытием водяных зеркал.
Экологичность. Последние исследования доказали, что асфальтовое покрытие при нагревании свыше 25 оС начинает выделять в атмосферу канцерогенные вещества.
Тротуарная плитка при естественном климатическом нагреве не размягчается и сохраняет свои прочностные свойства, не выделяет, летучих вредных веществ.
В отличие от асфальта, не нарушается естественная потребность зеленых насаждений в газо- и водообмене, что благоприятно сказывается на внешнем облике города и здоровье горожан.
Долговечность. Срок службы брусчатки не менее 25 лет. Пористая структура даёт возможность воде уходить через плитку в подложку, поэтому поверхность плитки не разрушается.
Ремонтопригодность. При необходимости проведения ремонтных работ (например, прокладка подземных коммуникаций и т. д.) тротуарную плитку можно легко разобрать, провести необходимые работы и уложить снова.
Эстетичность. Цветовая гамма плитки может быть самой разнообразной, а цветовая насыщенность со временем не теряется.