Перед устройством покрытий для тротуаров выполняют работы по установке бортовых камней. Их устанавливают обычно одновременно со строительством оснований дорожных одежд. Основное требование, предъявляемое при установке бортовых камней, — соблюдение прямолинейности в плане и профиле. Эти работы проводят следующим образом.
Вначале выполняют разбивочные работы. Затем вдоль линии установки бортовых камней выкапывают траншею. Для соблюдения прямолинейности лицевой стороны борта натягивают по колышкам шнур-причалку.
После этого устраивают основание для борта. Лучшим материалом для основания является бетон. Обычно применяют бетон марки (по прочности на сжатие) 100—200. Иногда бортовые камни устанавливают на щебеночном основании.
Бортовые камни, заранее разложенные вдоль намеченной линии, устанавливают так, чтобы верхняя грань была на заданной отметке. При необходимости отдельные камни осаживают ударами через деревянную прокладку.
Под просевшие камни подбивают бетонную смесь или щебень.
Правильность положения борта устанавливают нивелиром. После установки швы между бортовыми камнями заполняют густым цементным раствором.
Перед устройством дорожной одежды земляное полотно тротуара необходимо тщательно спланировать и уплотнить легкими моторными катками. Все просадки полотна заполняют тем же грунтом, из которого сделано земляное полотно. Недоступные места уплотняют трамбовками или вибраторами.
Спланированное земляное полотно должно иметь требуемый уклон в сторону проезжей части (обычно 1,5—2%). Поверх уплотненного земляного полотна устраивают предусмотренное проектом основание по общим правилам ведения работ по устройству дорожных оснований.
Для уплотнения оснований применяют те же средства, что и для земляного полотна. При уплотнении щебеночных шлаковых и песчаных оснований их поливают водой.
Бетонные основания уплотняют поверхностными вибраторами, а иногда катками. Уход за твердеющим бетоном должен быть такой же, как и при устройстве цементобетонного основания или покрытия на проезжей части.
Для строительства асфальтобетонных покрытий целесообразно использовать тротуарные асфальтоукладчики, например ЭД-30 или ЭД-60. На широких тротуарах асфальтобетонную смесь укладывают асфальтоукладчиком, например Д-150Б или укладчиками облегченного типа.
Нередко приходится укладывать асфальтобетонную смесь вручную. Асфальтобетонные покрытия на тротуарах обычно уплотняют легкими катками. При устройстве покрытий на тротуарах из штучных материалов особое внимание следует уделять тщательной подготовке песчаного основания, поверхность которого планируется по высотным отметкам с проектным поперечным уклоном.
Поверхность песчаного основания проверяют в продольном направлении трехметровой рейкой, а в поперечном направлении шаблоном, длина которого должна соответствовать ширине тротуара, а нижняя грань его иметь проектный уклон. При большой ширине тротуара по нивелиру и визирками устанавливают промежуточные колышки-маяки.
Головка колышка должна иметь нужную высотную отметку. В зависимости от конструктивных размеров и веса укладываемых плит выбирают средства механизации для производства работ. Доставляемые автомобилями к месту укладки плиты разгружают автокранами.
При необходимости этими же средствами плиты подают на подготовленное основание для укладки или укладывают вдоль борта для последующего использования. Технология укладки штучных материалов в покрытие тротуаров и заделка швов выполняются по общим правилам устройства такого вида покрытий для проезжей части дорог.