Укладка асфальта – технологичный и трудоемкий процесс. Укладка асфальтов состоит из нескольких этапов и требует от строительной компании высокого уровня профессионального мастерства и наличия сложной спецтехники.
Во-первых, нужно подготовить земляное полотно. Для укладки асфальтов необходимо выбрать грунт, а затем произвести уплотнение основания.
В некоторых случаях (если строительство ведется на сыпучих, склонных к оползням грунтах), чтобы укрепить основание, можно использовать вяжущие строительные материалы, например, битум, известь или цемент. Их перемешивают с верхним слоем грунта и снова уплотняют.
Верхний, плодородный слой грунта до твердого суглинка, снимают бульдозером.
Например, бульдозеры Коmаtsu разработаны с расчетом на максимальную универсальность, т.е. они применимы в различных условиях для широкого спектра земляных работ. Одна из конструктивных особенностей бульдозеров Коmаtsu - низкий центр тяжести. К-образные каретки обеспечивают хорошее сцепление с грунтом. Специалисты отмечают еще максимально точное управление отвалом и плавность в для укладки асфальта.
Основное предназначение грейдера - создавать ровную плоскую поверхность, срезая и перемещая грунт. Грейдеры используют, чтобы подготовить однородную плоскую основу для укладки асфальта. При выборе автогрейдера главными показателями будут мощность, надежность, проходимость. Техника Коmаtsu соответствует этим требованиям, и к тому же имеет высокие показатели точности управления.
Следующий этап в укладке асфальта– устройство подстилающего слоя. Для него обычно используют песок с высоким коэффициентом фильтрации. Один из основных природных каменных материалов, необходимых для качественной укладки асфальта, - щебень.
Основанием под непосредственно асфальтовое покрытие служат 1-2 слоя щебня или щебеночно-песочная смесь. В нижних слоях щебень крупнее, чтобы повысить прочность покрытия, а в верхних – мельче, что обеспечивает водонепроницаемость и износостойкость поверхности.
Каждый слой щебня во время укладки асфальта равномерно укладывают машиной и плотно укатывают. Для лучшего сцепления он заливается разогретым битумом.
Поверх образовавшейся основы насыпают тонкий слой мелкого щебня и укатывают по горячему материалу. Второй слой формируется аналогично. Основная задача строителей на этом этапе - чтобы получалась гладкая поверхность.
После того, как подготовлено основание надлежащего качества – ровное и плотное – приступают к укладке асфальта или асфальтобетона. Это основной материал в дорожном строительстве. Он представляет собой смесь щебня, песка, минерального порошка и битума в различных пропорциях.
Асфальт можно смешивать со щебнем непосредственно на месте строительства и тут же разравнивать и укатывать. Но более профессионально использовать смеси заводского изготовления, с точно выдержанными пропорциями ингредиентов.
В зависимости от температуры укладки и уплотнения, различают горячий асфальтобетон (в его состав входит вязкий битум, а необходимая для него температура - не ниже 120 °C), теплый (маловязкий битум и температура уплотнения 40–80 °C) и холодный (жидкий битум и температура не ниже 10 °C).
Различаясь по температуре, при которой нужно вести работы, эти асфальтобетонные смеси требуют практически одинаковой технологии укладки. Для получения качественного покрытия его необходимо уложить в два слоя, причем делать это следует быстро – иначе асфальт может остыть ниже критической температуры.
Для равномерной укладки асфальта и соблюдения необходимой ширины асфальтового слоя применяют асфальтоукладчики. При объемах работ от 200 до 20 тыс. кв. метров можно применять мини-асфальтоукладчик – он удобен тем, что позволяет устанавливать ширину укладки от 1,7 до 3 метров. Для площадей, больших, чем 20 тыс. кв. метров потребуется тяжелый асфальтоукладчик.
Практически все асфальтоукладчики снабжены гидростатическим приводом, трамбующим брусом и пассивной раздвижной выглаживающей плитой с газовым подогревом. Различия в моделях разных производителей сводятся к сочетанию различных ходовых частей с типоразмерами.
Наиболее популярны сегодня асфальтоукладчики Vоgеlе, Dynаpаc, Cаtеrpillаr, Rаnd, которые выпускают и в России, и за рубежом – в Европе и Америке.
Укладка асфальта с высокой ровностью и прочностью, завершается операцией уплотнения. Ее выполняют специальные самоходные асфальтовые катки. Среди качественной техники для укладки асфальта специалисты выделяют Sаkаi, Furukаwа и Bоmаg.
Существуют общие требования и правила ведения укладки асфальта. Так, при укладке асфальта необходимо обеспечивать плавность реверса хода катка, во время реверса отключать вибрацию, не останавливаться на укатываемой полосе. Повороты, смещения с полосы на полосу и другие маневры можно производить только на уже уплотненной и в достаточной степени остывшей части покрытия, начинать укатку нужно с крайних полос, постепенно смещаясь к середине.
Соблюдение этих несложных правил способствует улучшению ровности.
Если на месте, где должна производиться укладка асфальта, существует старое асфальтовое покрытие, оно срезается дорожной фрезой и грузится в транспорт (его можно переработать и использовать вторично).
Иногда основание, после срезки, необходимо укрепить с помощью щебня и битума. Потом на подготовленной выровненной поверхности укладывается в два слоя новый асфальт. Некоторые особенности фрезы Коmаtsu делают ее предпочтительной техникой для таких работ. Например, фрезерный барабан большой фрезы может выдвигаться на 450 мм в любую из сторон, что позволяет снимать старое асфальтовое покрытие вплотную к бордюру или другому препятствию.
Дорожная фреза Коmаtsu, предназначенная для малых объемов фрезерования и работы в стесненных условиях, снабжена трехколесным шасси и ломающейся рамой. Возможность выноса фрезы за габариты шасси и поперечного наклона фрезерного барабана позволяют срезать покрытие вплотную к криволинейным (с радиусом от 300 мм) препятствиям.
Еще один вид работ при укладке асфальта, не относящийся напрямую к технологии, но абсолютно необходимый – грузовые перевозки. Для подвоза стройматериалов к месту укладки, вывоза и утилизации грунта, снятого перед укладкой асфальта, используют самосвалы.
При выборе марки машины для укладки асфальта следует учитывать не только грузоподъемность, но и надежность, и размер эксплуатационных расходов. Если это техника импортного производства, добавляется еще адаптированность двигателей к отечественным сортам топлива.
Почти идеально вышеперечисленным требованиям соответствуют самосвалы Коmаtsu. Вообще, если говорить о дорожной технике Коmаtsu, стоит отметить, что она позволяет полностью планировать и контролировать исполнение рабочего процесса такого как укладка асфальта.
Эта техника рассчитана на долгосрочный период эксплуатации, среди прочих, ее выделяет высокая износостойкость и большая производительность при относительно низком расходе топлива.
Прочность и продолжительная гладкость асфальтового покрытия тесно взаимосвязаны с устойчивостью отдельных слоев дороги.
Поэтому, выполняя всю последовательность работ, необходимо не только укладывать слои ровно, но и грамотно и эффективно уплотнять земляное полотно, щебеночное основание и асфальтобетонное покрытие.