Warning: include(inc/table.html): failed to open stream: No such file or directory in /home/proximanet/pro-dom.com.ua/articless/index.php(86) : eval()'d code on line 120 Warning: include(inc/table.html): failed to open stream: No such file or directory in /home/proximanet/pro-dom.com.ua/articless/index.php(86) : eval()'d code on line 120 Warning: include(): Failed opening 'inc/table.html' for inclusion (include_path='.:/usr/lib/php:/usr/local/lib/php') in /home/proximanet/pro-dom.com.ua/articless/index.php(86) : eval()'d code on line 120
Flash-элемент
Украина,
Киев 03148
ул. Якуба Колоса 2
офис 68
(044) 501-10-60
(044) 403-61-09
(044) 456-98-06
Clock
Katalog
Focus
Spravochnik
 

Логин
Пароль
 

Советы по строительству основные разделы
Проектирование дома
- Концепция - Эскизный проект - Геология геодезия - Архитектурный раздел - Рабочий проект (РП) - Конструктивный раздел - Водопровод канализация проектирование - Электрооборудование - Отопление дома - Cлаботочные системы - Авторский надзор - Технадзор - Внутренняя планировка дома - Дизайн интерьера дома - Особенности проектирования жил. Помещений
Участок для строительства
Классификация земельных участков Основные физико-механические свойства грунтов Традиционные методы выбора участка Покупка участка физическим лицом в Украине Правила размещения дома на участке Подготовка к строительству
Строительство дома Технология работ
>Разработка грунта Подземные (грунтовые) воды Устройство фундаментов Земляные работы вокруг строительства дома Кровельные работы. Выбор материала и технологий. Лестницы. Выбираем подходящую конструкцию лестницы Мансарды, чердаки Перекрытия Стены и несущие конструкции дома, коттеджа, дачи Строим подвал в доме Пароизоляция и паропроницаемость коттеджа
Отделка дома Технология работ
Штукатурные работы. Выравниваем стены. Штукатурим Гипсокартонные работы. Ответы на вопросы Гипсокартон и швы. Анализ разных технологических Шпаклёвка стен и потолков. Подготовка поверхностей Декорирование интерьера коттеджа, дома, дачи, Оклейка обоями. Готовим стены. Окраска стен и потолков дома. Анализ проблем, возникающих при окраске дома Отделываем стены и потолки вагонкой Отделываем лестницу
Разрешение на строительство
Порядок разработки и согласования документации Положение о порядке предоставления разрешения Ввод в эксплуатацию законченного строительства Ввод построенного здания в эксплуатацию Документы, удостоверяющие право застройщика Ордер на выполнение подготовительных Основания для принятия решения о строительстве ОФОРМЛЕНИЕ АКТА НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК
Благоустройство территории участка
Ландшафтное проектирование Дизайн проект Благоустройство территории вокруг дома Регулярный парк Строим пруд Строительство искусственного озера Причал пирс палуба Строим бассейн СПА Гидромассажное оборудование Строим сауну или баню русскую Турецкая баня Cистема автоматического полива участка Терраса или веранда Бордюры дорожные садовые и парковые Дорожки, тротуары, мощение Особенности изготовления тротуарной плитки Подпорные стенки Лестницы и ступени на участке Забор, ограждение, строительство, установка Ворота вьездные распашные, откатные, рулонные Калитка кованая, сварная, пластиковая или дерево Элементы парка, сада, лужайки Освещение ландшафта вокруг дома Строим беседку своими руками Сад и садоводство вокруг дома Живая изгородь Посадка крупных деревьев Посадка кустарников Альпинарий (альпийская горка) Клумба Цветник, рабатка, миксбордер, арабески, вазоны Газон Виды газонов Практические рекомендации Садовый паркет декинг Барбекю
Cети и системы загородного дома
Сантехника, Отопление дома, Схемы систем водяного отопления дома, Выбираем тип отопления загородного дома, Другие виды систем отопления загородного коттеджа, Водоснабжение загородного дома, Поиск воды на участке, Артезианская скважина, Колодец. Технология строительства колодца, Вода и здоровье Вода и здоровье, Канализация внутренняя и наружная, Внутренняя канализация, Наружная (внешняя) канализация, Биологические очистные сооружения, Вариант устройства индивидуальной канализации, Очистные сооружения. Септик, Фильтрующие устройства
 
 
 
 
 
 
 
 

Proxima - строительная фирма.
Советы по строительству загородного дома.
Статьи по строительству
На главную советов по строительству >>> Конструктивный раздел >>> Украинский рынок опалубки для бетонных работ

Украинский рынок опалубки для бетонных работ


Опалубка – технологическая оснастка для проведения бетонных работ, используемая повсеместно. Однако, несмотря на широту ее применения и постоянную востребованность, экономический спад более чем значительно потрепал украинский рынок опалубочных систем.

Теперь на докризисный уровень потребления строительный бизнес страны выйдет нескоро, но текущий год все же внушает операторам рынка достаточно оптимизма.

Предложение сегодня
По разным данным, всего в Украине от 50 до 80 поставщиков опалубочных систем, в числе которых и импортеры, и местные производители. По мнению операторов, кризис одинаково сказался на всех - и на отечественных, и на зарубежных поставщиках опалубки. Но, как и прежде, отечественные производители обеспечивают около 20–22% емкости украинского рынка опалубки.

Большинство – от 70 до 75% импорта формируют поставщики продукции из Австрии (марка Doka), Великобритании (SGB), Германии (Hunnebeck, Paschal, Peri), Испании (ULMA), Италии (Pilosio и Destil), остальное — нестабильные поставки из Китая, России и Турции.

«За прошедший год практически на порядок сократилось предложение опалубочных систем производства Китая, а имеющееся — это остатки товара, ввезенного полтора-два года назад, - отмечает Денис Квачук, коммерческий директор компании «Ульма Опалубка Украина». - Турецкие поставщики опалубки также сократили активность в несколько раз, причем предлагают продукцию, изготавливаемую под заказ. То есть покупатель будет вынужден ждать доставки в течение месяца, что сводит к минимуму конкурентоспособность товара».

Из отечественных поставщиков опалубочных систем активность проявляют менее десятка производителей: Группа компаний «Гипро» (Киев), завод «Павлоградспецмаш» (Днепропетровская обл.), «РОБУД КОМПАНИ» (Киев), «Монолит Плюс» (Симферополь), «Фабрика «Вариант» (Харьков), «АБ Пашал» (Киев).

Однако, несмотря на малочисленность, украинские компании на рынок влияют вполне ощутимо, поскольку отличаются отработанной технологией производства, востребованным ассортиментом, налаженным сбытом и сервисной сетью, в том числе системой сдачи в аренду.

Цена отечественных комплектов обычно на треть ниже зарубежных того же назначения. Вопрос надежности опалубочных систем наш производитель решил уже давно, а вот за скромные показатели долговечности украинскую опалубку, случается, критикуют.

О надежности и долговечности опалубки, изготовленной в Украине, Германии, Италии и Великобритании, специалисты говорят разное, а результатов сравнительной экспертизы официальные учреждения и независимые эксперты пока не обнародуют. Утверждают, что, по большому счету, экспертные оценки мало влияют на динамику продаж тех или иных марок или систем. Больше влияет сопутствующий продаже сервис.
Сервисная сеть компаний повторяет сеть сбыта, а построена по стандартным схемам: «производитель – представитель (дистрибутор) – покупатель (арендатор)» или «производитель – дилер – покупатель (арендатор)». Перечень услуг на различных уровнях может быть разным, в частности, индивидуальное проектирование и транспортировку осуществляют лишь крупные игроки рынка (дистрибуторы и производители). Опытные, высококвалифицированные специалисты фирмы-производителя обеспечивают постоянное технологическое развитие предлагаемых систем, профессиональную техническую документацию, консультации на время монтажа (шеф-монтаж) и развитый логистический сервис. Поставщик также обеспечивает обучение персонала компаний-клиентов правилам технической эксплуатации и техники безопасности, которые следует соблюдать, работая с опалубочными системами. Шеф-монтаж, логистические операции и обучение персонала заказчика обычно производятся бесплатно (оплата входит в стоимость опалубочных систем), остальные услуги предоставляются за отдельную плату.
Проектирование и планирование, а также индивидуальное изготовление конструкций по техническим условиям заказчика (например, для нестандартных объектов) поставщик осуществляет по отдельному заказу. Поставщик создает свой проект рационального использования опалубки на стройке, исходя из специфики строящегося объекта, собственного опыта и специальных инструментов. Специалисты компании-поставщика разрабатывают системное оборудование и решения, которые позволяют экономить время строительства без ущерба надежности и долговечности объекта. По желанию покупателя или арендатора поставщик также выполняет предварительный монтаж элементов для транспортировки на стройплощадку в виде готовых модулей.
Техническая поддержка со стороны поставщика обеспечивается как при продаже, так и аренде опалубки в течение всего срока эксплуатации на стройке. Тщательный уход является гарантией безупречного технического состояния и продолжительного использования изделий. Технический сервис включает также чистку опалубки, ремонт и замену поврежденных или изношенных наиболее уязвимых элементов (обычно фанерных).
Иностранный производитель (например, компания Perі) организует и проводит регулярные семинары и тренинги в собственных учебных центрах в Украине, а также в тренинговом центре на территории Германии. Среди украинских производителей об услугах тренинга заявляют немногие, но обучение персонала правилам технической эксплуатации опалубки и техники безопасности обеспечивают все.
Как отдельную услугу поставщики позиционируют предоставление оборудования в аренду, что стало целым направлением (сегментом) рынка. Аренда на рынке опалубки - бизнес очень выгодный для крупных поставщиков, располагающих площадями, специалистами и оборотными средствами. Арендодатель должен обеспечить оперативную доставку, демонтаж, контроль приемки-сдачи и ремонт поврежденных элементов опалубки. Все это, естественно, подразумевает расходы на транспортировку, складирование и содержание складских площадей, технический сервис и переосвидетельствование. Таким образом, и до 2008 года включительно, и в настоящее время сдача опалубки в аренду – удел лидеров, которые могут себе позволить арендный парк. При этом желательно, чтобы сеть складов охватывала 3–6 наиболее активных регионов страны, а транспортный парк (свой или наемный) обеспечивал оперативную межрегиональную переброску или доставку с головного склада.
Расценки на доставку арендованной опалубки на объект силами поставщика сегодня составляют примерно 75-80 грн/тонно-километр. Сэкономить на доставке могут лишь строители, располагающие собственным грузовым транспортом. Например, для перевозки одного «стандартного» комплекта опалубки (груз массой 18–20 т, объемом около 70 куб. м) требуется один автомобиль грузоподъемностью 20 т. Такой грузовик потребляет порядка 40 литров топлива на 100 км пути, что составит около 1600 гривен на 500 км. Доставка упомянутого комплекта опалубки силами арендодателя на расстояние 500 км пути обойдется арендатору в 2 тысячи гривен. В отличие от арендатора покупателю опалубку доставляют бесплатно, в виде поощрения, да и упомянутая сумма (2 тыс. гривен) составляет приблизительно 0,1–0,5% цены комплекта.
По наблюдениям операторов, до 2008 года на украинском рынке более 90% предлагаемой в аренду опалубки представляла собой оборудование торговых марок Peri и Doka. Сегодня, по предварительным оценкам операторов рынка, доля пары лидеров сократилась на треть или даже вдвое, а в ранг активных арендодателей вышли местные производители: ГК «ГИПРО», «Павлоградспецмаш», «РОБУД КОМПАНИ», «Фабрика «Вариант», а также импортеры: «Аверс» (Pilosio), «УЛЬМА опалубка Украина» (ULMA), SGB, «АБ Пашал».
Остальным операторам сегмент аренды мешает освоить отсутствие мощной, разветвленной материально-технической базы на территории Украины и удаленность от материнской компании. Эти поставщики, в основном, продают собственную новую или БУ опалубку, и, по наблюдениям отраслевых специалистов, доля оборудования, предоставляемого в аренду, у таких компаний составляет от 0% до 3-5%, у компаний-лидеров – 60-80% валового дохода. В Украине в 2009 году сегмент аренды обеспечил едва ли не 80% емкости рынка опалубки.
По результатам января – апреля 2010 года, к наиболее активным в строительстве регионам Украины относят города Киев и Донецк, а также Житомирскую, Днепропетровскую, Одесскую, Полтавскую и Харьковскую области (данные Госкомстат и операторов рынка). Летом, по мнению специалистов отрасли, к упомянутым регионам по показателям строительной активности могут приблизиться АР Крым и Закарпатье.

Традиционный сегмент
Даже в благополучные докризисные годы не все строительные компании могли выделить средства на приобретение новой опалубки, что лишь содействовало развитию арендного сектора. «И в прошлом году, и в настоящее время услуги аренды обеспечивают более половины денежной емкости отечественного рынка опалубки, - говорит Григорий Гальченко, генеральный директор завода «Павлоградспецмаш». - В Украине очень мало строительных компаний могут себе позволить собственный комплект опалубки для возведения многоэтажного объекта. В такой комплект необходимы инвестиции в размере от 400 тыс. до 1 млн грн, если опалубка отечественная, и на 30–50% больше, если изготовлена в странах Евросоюза. Кроме этого, содержание опалубки требует немалых расходов на транспортировку, хранение и технический сервис. Сегодня, в условиях спада инвестиционной активности на рынке недвижимости, строительные компании могут рассчитывать на минимальное количество подрядов, поэтому вопросы долгосрочных вложений и текущих расходов стали особенно актуальными».
Аренда предполагает и «лишние» организационные хлопоты, в числе которых приемка-сдача опалубки (технический контроль). По условиям договора аренды, компания-арендатор обязана компенсировать расходы на ремонт поврежденного оборудования. Кроме того, в связи с необходимостью оптимизировать свои расходы, многие операторы рынка закрыли свои склады в регионах Украины, и арендаторам приходится нести дополнительные расходы по доставке опалубки.
«В Украине на рынке опалубки постоянно (а в условиях сложной экономической ситуации особенно) важную роль играет аренда и продажа бывших в употреблении систем, - резюмирует ситуацию Николай Кельберг, директор «РОБУД КОМПАНИ». - Бывшая в употреблении опалубка значительно дешевле новой (того же типоразмера), в частности, у марки «РОБУД» скидка составляет минимум 40%».
Положительной стороной использования опалубки БУ является невысокая цена (в среднем по рынку на 30% меньше, нежели у новой). БУ-шные системы с небольшим остаточным ресурсом могут оказаться дешевле аренды на срок 6–10 месяцев.
В случае строительства складского помещения площадью около 100 тыс. кв. м на возведение каркаса, используя монолитную технологию, необходимо около 10 месяцев. По расценкам мая текущего года, за 10 месяцев аренды строительная компания выложит сумму от 45 до 70% стоимости нового комплекта. Возведение каркаса монолитного 16-этажного здания длится 6 – 7 месяцев, что равняется 27 – 45% стоимости нового комплекта. В то же время, цена комплекта с минимальным ресурсом, пригодным на строительство одного крупного объекта (например, дома на 9–16 этажей или коммерческого здания в 50 тыс. кв. м), составляет сумму в четыре и более раз ниже — 22–25% от цены нового. «Для строительной компании покупка подобных «одноразовых» систем выгоднее, чем покупка более надежной и долговечной опалубки или аренда, но это лишь «на первый взгляд», - предупреждает Николай Кельберг. - В реальности же, завершив объект, строитель остается снова без опалубки».
Но спрос на одноразовую опалубку будет иметь место, поскольку это в несколько раз дешевле, чем даже БУ-опалубка с 50%-м физическим износом. «В отличие от аренды при покупке сокращаются процедуры приемки-сдачи системы и отсутствуют дополнительные расходы на ремонт поврежденных элементов, - отмечает Николай Кельберг. - В условиях Украины дополнительные расходы на ремонт арендованной опалубки более чем вероятны из-за низкого уровня технологической культуры - массового нарушения правил технической эксплуатации».
К общим недостаткам БУ-продукции относят, во-первых, риск получить комплект с высоким физическим износом (более 50% эксплуатационного ресурса) деревянных и крепежных элементов, а в ряде случаев и отсутствие гарантий со стороны поставщика. Гарантию на БУ-опалубку предлагают, как правило, лишь производители или их местные представители.
Как известно, новые металлические элементы опалубочной системы выдерживают 500-1000 технологических циклов, деревянные – в несколько раз меньше. В частности, новый 18-миллиметровый фанерный щит (наиболее уязвимый элемент) системы Р300 от компании Pilosio выдерживает от 150 до 200 рабочих циклов. Другой пример: деревянные элементы панельной опалубочной системы Logik компании SGB в зависимости от применяемого бетона и конструктивных особенностей объекта гарантировано выдерживают 120–150 рабочих циклов. И если технологическая дисциплина строительной бригады позволит использовать все оставшиеся 50–60% эксплуатационного ресурса БУ-системы, это составит примерно 70-100 рабочих циклов. Учитывая фундаментные работы, при помощи БУ-опалубки вполне реально соорудить монолитный каркас на 50–80 этажей, а это от двух до четырех высотных домов.

Посткризисная динамика
Как показывает практика, вложение в систему опалубки даже полумиллиона гривен – удел крупных строительных компаний. В условиях экономического спада именно ценовые (инвестиционные) показатели становятся для реального и потенциального покупателя непосильным бременем, что и демонстрирует практика последних лет. В частности, в 2009 году объем продаж новой опалубки на украинском рынке сократился почти в десять раз. Сегменты бывшей в употреблении и услуг аренды пострадали меньше.
Сегмент аренды, как известно, ориентирован и на крупных, и на мелких строителей, поэтому месячная арендная ставка на украинском рынке опалубки традиционно зависит лишь от сезона. На протяжении последних лет месячная ставка в Украине составляет от 3% стоимости комплекта в осенне-зимний период до 7% – в летний (лишь в условиях строительного бума 2007-08 года арендная ставка взлетала до 10% в месяц). Крупные компании благодаря высокому объему оборота могут предоставить отсрочку платежа по аренде на срок от 30 до 60 дней. Процентная ставка за аренду и у лидеров, и у средних компаний сегодня одинакова лишь приблизительно. Основное предложение у пятерки лидеров ныне составляет 4–5%, намного реже – 7%; у компаний второго эшелона арендная плата в мае 2010 года достигала 8% цены комплекта опалубки.
В малоэтажном строительстве монолитные технологии применяют мало, опалубку в данном секторе используют фрагментарно, как правило, при обустройстве фундамента. Не исключается монолитное сооружение несущих колонн и межэтажных перекрытий коттеджей, хотя здесь чаще всего используют готовые колонны и готовые железобетонные плиты.
В течение 2005-08 годов высокий спрос на опалубку в Украине был обусловлен освоением монолитно-каркасной технологии в жилищном секторе строительства. В результате ежегодный прирост составлял от +20% в 2005 году до почти +32% в 2007 г. (и даже в предкризисный 2008 год прирост превысил 20%). По информации компаний-поставщиков, количество потребителей опалубки в тот период ежегодно возрастало приблизительно на 15-20%.
Кризис привел к тому, что объемы сдачи в эксплуатацию жилья в Украине сократились на 39% (данные Госкомстата Украины). Строительство новых домов, по мнению экспертов, сократилось минимум втрое. За тот же период, по данным операторов, емкость отечественного рынка опалубки сократилась в 3,5–4 раза.
«Количество реальных покупателей и арендаторов опалубки в Украине ныне ограничено, - констатирует Денис Квачук. – Сегодня активными остаются крупные строительные компании, предпочитающие продукцию крупных поставщиков, или же мелкие строители, которые либо арендуют опалубку, либо используют БУ-системы. В текущем году доля продажи БУ европейского товара может составить порядка 60% украинского рынка систем опалубки (без учета сегмента аренды). Сегмент аренды может составить около 80% денежной емкости украинского рынка опалубки».
Ныне наиболее активный потребитель опалубки – промышленное строительство и возведение объектов инженерной инфраструктуры. В объемах оборота крупных поставщиков промышленные проекты сегодня занимают 40% и более. Поставщики отмечают, что при возведении промышленных и транспортных объектов строительные компании предпочитают брать опалубку в аренду. Как правило, это широкий ассортимент конструкций и большое количество элементов, причем на различных этапах строительства используются разные опалубочные системы. При этом одну опалубочную систему (комплект) берут в аренду на небольшой срок – около шести месяцев.
Несмотря на более чем заметное (операторы не исключают, что двукратное) сокращение количества конкурентов, чтобы сохранить рыночные позиции, поставщики развивают предложение, например, усовершенствуют ассортимент и пакет услуг. «РОБУД КОМПАНИ» успешно применяет выкуп у проблемных клиентов собственной, проданной ранее опалубки, что является взаимовыгодным и для поставщика, и для клиента, - говорит Николай Кельберг. - Мы получаем постоянных клиентов и стабильный доход, наш покупатель – твердые гарантии качества, поскольку все БУ восстановлено силами компании-производителя. Данный прием позволил нам успешно конкурировать на протяжении всего 2009 года, и мы применяем его сегодня повсеместно – и на украинском, и на российском рынках. В то же время наша компания развивает предложение новой опалубки, и в текущем году мы вывели на украинский рынок новую радиальную систему из серийных комплектующих».
О новых моделях опалубки заявляют также компании «Павлоградспецмаш» и украинский представитель британской SGB.
Об использовании ценового инструмента конкуренции сообщают лишь отечественные производители, да и то не все. Часть производителей хоть и обещают стабильную цену продажи до конца сезона, однако уже сегодня демонстрируют арендную ставку, превышающую 7%. С другой стороны, украинская опалубка дешевле импортных аналогов на 30–50%, так что сумма арендной платы может быть ниже. Сам же сегмент аренды в текущем году, по прогнозам операторов рынка превысит половину (минимум) и даже достигнет показателя в три четверти (максимум) емкости опалубочного рынка.
Ценам импортной оснастки из Европы прочат повышение в евровалюте, однако из-за летнего падения курса евро гривневая цена может не меняться. Ввиду стабильного курса доллара импорт из долларовой зоны (Азия и Америка) будет дорожать пропорционально возрастанию мировых цен на металл.
Развитие сегмента продажи в Украине будет происходить с минимальной динамикой, в основном за счет недорогой БУ, считают операторы, в лучшем случае, недорогой же отечественной опалубки. Соотношение «цена/качество» сегодня на украинском строительном рынке породило философский вопрос: стоит ли покупать оборудование и оснастку, способные работать надежно при любой интенсивности, если интенсивности не наблюдается? Иначе говоря, при существующем ныне (и до конца сезона 2010) объеме строительных заказов и доходов инвестиции в дорогостоящую опалубку могут возвращаться вдвое-втрое дольше, чем два-три года назад.


Денис КВАЧУК, коммерческий директор компании «УЛЬМА опалубка Украина»:
- Строительный сезон 2010 года в Украине начался очень активно. В апреле спрос на рынке опалубки значительно превысил предложение, и в мае складские запасы крупных поставщиков были исчерпаны. Высокий спрос привел к повышению месячных арендных ставок с 2,5-3% в январе-феврале до 3,2-4% в мае.
Свою роль в отставании предложения от спроса сыграло и сокращение количества поставщиков опалубки. К началу мая на украинском рынке остались не более четырех крупных импортеров, которые продают и сдают в аренду опалубку производства Австрии, Великобритании и Германии. Столько же в Украине осталось крупных местных производителей, которые продают собственную продукцию.
Летом и осенью текущего года снижения цен и ставок на аренду опалубочных систем на отечественном рынке не ожидается. Основная причина – отставание предложения от спроса. Действующие компании-поставщики работают на пределе возможностей, а импортеры и производители, которые в 2009 году свою деятельность сократили почти до нуля, утраченные рыночные позиции восстановить не смогут.

Николай КЕЛЬБЕРГ, директор ООО «РОБУД КОМПАНИ»:
- В прошлом году спрос на опалубку в Украине сократился в несколько раз – больше, чем общая строительная активность. В кризисное время желающих намного меньше, поскольку строитель не уверен, будет ли следующий объект. Взять опалубку в аренду кажется менее рискованным вложением (да и платить можно малыми частями), однако и здесь есть неприглядная сторона. Если заказчик остановит финансирование строительства еще до завершения объекта (такое случается часто), «счетчик» аренды продолжает работать. Демонтировать, сдать на склад и вывести опалубку из аренды быстро – дело непростое, да и вполне вероятно, что финансирование возобновится, поэтому расходы на «холостую» аренду могут продолжаться еще несколько месяцев. Таким образом, можно арендовать опалубку целый год, заплатить серьезную сумму, потом все сдать на склад с дополнительными потерями, а на новый объект опять выходить с нуля.
Идеальный вариант, когда строительная фирма имеет свой собственный, основной комплект опалубки под определенный устоявшийся объем работ. В аренду же строитель берет на короткий срок лишь дополнительный комплект на непостоянные или нестандартные заказы. Поэтому строители, которые имели основной комплект опалубки, и у которых объем работ сократился, например, в два раза, длительное время могут спокойно обходиться старыми запасами, сконцентрировав их на действующих объектах. Таких фирм большинство.
Строительные фирмы, которые решились на покупку опалубки, конечно, отдали предпочтение опалубке, бывшей в употреблении, как правило, с отсрочкой платежа. Тем более, если это опалубка, бывшая в употреблении, имеет гарантии, прошла техническое освидетельствование и ремонт в условиях завода изготовителя.
По нашим оценкам, в 2009 году сегменты аренды и систем БУ обеспечивали три четверти емкости украинского рынка опалубки. В текущем году данный показатель сократится, но все равно будет превышать 50%. Еще одна особенность 2010 года — спрос на откровенно дешевые системы опалубки, которые могут выдержать строительство не более одного объекта.
В летний период текущего года ожидается подорожание импортных систем опалубки, материалов и комплектующих, что вызвано повышением цен на металл в странах Евросоюза. В условиях падения курса евровалюты на украинском рынке возможно повышение цен в евро, но гривневая цена, очевидно, останется на том же уровне, если не изменится ее курс к доллару. В Украине также возможно повышение арендной ставки с 4% до 7% из-за роста спроса.

Елена МИШИНА, финансовый директор ЧП «Аверс»:
- На украинском рынке опалубочных систем во втором полугодии 2009 г. и в начале 2010 г. наблюдалась стойкая тенденция к сокращению объемов спроса. Состав основных операторов изменился, но на протяжении 2009 года ведущие операторы рынка сохранили свою долю продаж, и сегодня первая тройка лидеров контролирует около 45%, первая пятерка – немногим более 50% емкости рынка опалубки, включая аренду, продажу новых систем и БУ.
В 2009 году среди заказов, по моему мнению, преобладала аренда, обеспечившая около 65-70% емкости опалубочного рынка. Аренда стала еще более выгодным решением не только для застройщиков, у которых недостаточно средств для покупки, но и для более платежеспособных компаний.
Перспектива развития украинского рынка систем опалубки в 2010 году особенно не изменится, и к концу года рост если будет, то очень незначительный. Ценовая политика компаний-импортеров будет изменяться в сторону увеличения цен в связи с новыми правилами ввоза и таможенными тарифами.

Григорий ГАЛЬЧЕНКО, генеральный директор завода «Павлоградспецмаш»:
- В 2009 году спрос на украинском рынке был больше ориентирован на строительные леса, чем опалубочные системы, что вполне закономерно. В прошлом году строители в Украине занимались в основном отделочными работами, для чего леса и были востребованы. Строительство новых многоэтажных зданий по монолитной технологии в тот период было редким явлением, соответственно рынок опалубки сократился в несколько раз. Сегодня в Украине спрос на системы опалубки возрастает более интенсивно, чем на строительные леса.
Мы продолжаем совершенствовать технологию и расширять модельный ряд систем опалубки. В частности, с 2010 года предлагаем строителям новую модель опалубки. Собственные производственные мощности и складские запасы позволяют заводу «Павлоградспецмаш» удовлетворять текущий спрос на строительную опалубку в любом регионе Украины.
Вопреки распространенному мнению, «Павлоградспецмаш» не только производит, но и предоставляет в аренду все виды собственной продукции. Без данной деятельности на рынке опалубочных систем очень сложно конкурировать. Сдача собственной продукции в аренду была и остается перспективным направлением деятельности нашего предприятия.
На нынешний год мы не планируем ни повышения цен продукции, ни увеличения расценок на аренду систем опалубки (оба показателя «Павлоградспецмаш» оставляет неизменными с 2008 года). В то же время на украинском рынке ожидается подорожание импортных систем опалубки и строительных лесов.

Василий СТАСЮК, генеральный директор Группы компаний «Гипро»:
- В апреле мы принимали участие в мюнхенской выставке Bauma, где показывали нашу опалубку. По результатам работы на этой выставке у нас есть основания полагать, что наша компания изготавливает вполне конкурентоспособную в мире опалубку. Мы увидели не только то, что предлагают крупнейшие мировые компании, но и другие изготовители. Эта выставка показала наш уровень, наше место в этой глобальной системе, помогла понять, что предстоит еще сделать, в каком направлении развиваться. После участия в выставке к нам поступают запросы на приобретение продукции с Ближнего Востока и — что весьма удивительно — из Латинской Америки.
Наихудший период за время кризиса – лето 2009 года. В нашей компании были самые плохие показатели за все время ее существования. Сейчас ситуация понемногу выправляется, но до предкризисного уровня еще далеко. Сейчас пока идет достройка тех объектов, которые были «заморожены» в кризисный период. Если раньше у нас продажа опалубки составляла 95%, то сейчас этот показатель снизился приблизительно до 50%. Прибыльность существенно уменьшилась. Продажи идут с отсрочкой платежа, которая может достигать нескольких месяцев. Сейчас нас поддерживают еще и экспортные поставки.
Цены в кризис снизились на 15-20%. Но это происходило за счет снижения цен на металл, уменьшения фонда заработной платы, сокращения персонала. За последние три-четыре месяца цена на металл выросла и, по-видимому, будет продолжать расти. По этой причине будет повышаться и цена на опалубку.

Игорь КАТЕРЖЕВСКИЙ, начальник отдела «Строительное оборудование» ООО «Авиабудсервис»:
- Поставщики и операторы арендных услуг ощутили спад объемов продаж опалубочных систем примерно на 75-85%. Спрос на аренду оборудования в первом квартале 2010 года возрос по сравнению с концом 2009 года на 50–60%.
Стоимость нового оборудования в национальной валюте увеличилась примерно на 25-30% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а арендные ставки имеют тенденцию к снижению либо остаются на уровне прошлого года. Основной формой реализации проектов является аренда оборудования либо приобретение б/у оборудования, которое имеет довольно большой износ. Неплохие позиции занимают украинские производители элементов опалубки, в число коих входит и ООО «Авиабудсервис».
Наибольшим спросом пользуется щитовая опалубка для создания вертикальных форм и стандартная (тренога, стойка, головка и балка) для создания горизонтальных форм. Для горизонтальных форм на больших высотах стала востребованной система CUP LOCK производства нашей компании.
При выборе опалубки стоит ориентироваться на функциональность системы, ее качество, возможность решения технических задач в условиях строительной площадки, способность оператора обеспечить сервисное обслуживание, стоимость системы в целом. В этот период бесспорными лидерами по потреблению опалубки на рынке Украины являются Киев и Киевская область. Доля этого региона составляет примерно 70% от общего объема рынка, 20% приходится на Донецкую и Днепропетровскую области. При благоприятных финансовых условиях этот баланс может резко измениться в пользу перемещения основных фондов опалубочных систем из центра в регионы Украины.
Прогнозируем увеличение объемов аренды опалубки во второй половине года. Не думаю, что в этом году произойдет резкое увеличение объемов продаж.


Галина ЛИПОВЕЦ, коммерческий директор СП ТОВ «АБ Пашал»:
- Кризис не прошел бесследно для рынка опалубки – он сократился по объемам, изменил свою структуру, сместил акценты с продаж в направлении аренды, очистился от фирм-однодневок, которые не могли предложить потребителю комплексный подход решения поставленных задач в области монолита. Как скоро рынок вернется к объемам 2007-2008 гг. - вопрос макроэкономический. Сдерживающие факторы для строительного рынка – кредитование (как частных, так и корпоративных инвесторов), иностранные инвестиции и уровень доверия потребителей.

ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОПАЛУБОЧНОГО РЫНКА

Олег ВОЛЫНЧИК

Украинский рынок систем опалубки отличается довольно ограниченным по широте спросом, что вполне закономерно, отмечают импортеры. Ныне поставщику достаточно ввести в постоянное предложение один-два размера каждого из трех основных типов опалубки. Таким образом, ассортимент горизонтальной, вертикальной, криволинейной или фундаментной опалубки составит в сумме 5–6 типоразмеров. Данный ассортимент должен составить более 80% количества комплектов. Остальные 20% - менее распространенные, например, универсальные, узкоспециализированные, повышенной грузоподъемности и прочие. Сегодня украинский рынок предлагает десятки типов, видов и марок опалубочного товара.

Товар лицом
Съемную опалубку классифицируют преимущественно по назначению и особенностям конструкций, которые собирают из тех или иных элементов. В отдельных случаях тип и назначение опалубки определяются ее устройством и конструктивными особенностями. Например, в основе щитовой (разборно-переставной) опалубки - щиты, состоящие из несущей металлической рамы (стальной или алюминиевой с ребрами жесткости), каркаса и опалубочной плиты из ламинированной фанеры. Щитовую опалубку применяют для бетонирования крупноразмерных конструкций. Мелкощитовая опалубка (щиты массой до 50 кг) используется для бетонирования средних и малых конструкций, в том числе сложной поверхности с вертикальными, горизонтальными и наклонными элементами различного очертания.
Все щиты и угловые элементы имеют в углах штампованные вставки, усиливающие конструкцию рамы, что позволяет перемещать элементы при помощи лома или прутка. Отверстия в щитах обеспечивают возможность применения тяги типа DW15 при максимальных нагрузках на опалубку (обычно 60-80 кН/кв. м). Возможно и применение тяг DW20 для больших нагрузок, но лишь по согласованию с техническим отделом завода-изготовителя или его представительства. Главным элементом, соединяющим щиты, является замок, выполняющий функции зажима и выравнивания, он обеспечивает и возможность выполнения вставки шириной до 5 см. Систему оснащают всеми необходимыми принадлежностями для безопасного формирования стен, перекрытий, блоков и прочих элементов несущей конструкции здания или сооружения.
По грузонесущей способности опалубку делят на три разновидности: «легкая» (допустимая удельная нагрузка 50-60 кПа), «средняя» (до 80 кПа), «тяжелая» (более 80 кПа).
Вертикальная опалубка, например, стеновая объемно-переставная система состоит из блоков (крупнощитовых модулей), которые при установке в рабочее положение образуют в поперечном сечении П-образную форму. В Украине это наиболее распространенная в технологии каркасно-монолитного строительства вертикальная опалубка, которую обычно применяют для возведения стен и колонн.
В кубатурном строительстве (жилые, административные, коммерческие здания) вертикальная опалубочная система используется для обшивания или формирования несущих стен, лифтовых шахт, стен лестничных клеток и колонн с прямоугольным поперечным сечением. В инженерном строительстве (транспортные, энергетические, промышленные и подобные сооружения) применяется в основном для фундаментов и пилонов, а также для опор мостов и виадуков.
Опалубка вертикальная скользящая состоит из щитов, рабочего пола и домкратов, закрепленных на специальных рамах, приводных станций и прочих элементов, в частности, подвесных подмостей, домкратных стержней, козырьков. Опалубку поднимают домкратами по мере бетонирования, и строительство высотных зданий (от 40 м) в последние годы производится именно по «домкратной» технологии.
Система для сооружения монолитных бетонных перекрытий – горизонтальная опалубка, как основной элемент, включает в себя полусекцию, которая состоит из двух панелей - горизонтальной и вертикальной. Такая система предназначена для одновременного формирования стен и перекрытий типовых секций, а применяется для сооружения зданий коридорного типа с одинаковыми помещениями, например, гостиниц, больниц и административных зданий.
Блочная опалубка или опалубка для фундамента состоит из щитов и поддерживающих элементов, собранных в пространственные блоки. Применяется для бетонирования отдельно стоящих фундаментов (ростверков, ступенчатых и столбчатых) и фрагментов крупноразмерных конструкций.
Рынок предлагает и универсальные системы – пригодные для сооружения как вертикальных стен и блоков, так и горизонтальных перекрытий и элементов фундамента. Универсальная система модульной опалубки для бетонирования вертикальных конструкций (например, Pilosio) собирается вручную благодаря быстроразъемным замкам, которые соединяют базовые панели размером 100x300 см с небольшим набором элементов, и обеспечивает быстрое выполнение операций по опалубке, распалубке и повторной опалубке. Рама панели со специальным высокопрочным профилем позволяет оптимально заключать в единую систему палубные щиты из ламинированной фанеры, обеспечивая выравнивание больших опалубленных поверхностей. Палуба выполнена из ламинированной фанеры толщиной 18 мм, которая с обеих сторон покрыта фенольной пленкой, что гарантирует высокую стойкость к износу и 150-200 рабочих циклов без деформации панели.
Для сооружения коммуникаций применяется горизонтально-перемещаемая (катучая, тоннельная) опалубка, которая состоит из щитов криволинейного очертания, закрепленных на пространственном (трехмерном) каркасе. Опалубочное оборудование перемещают вдоль возводимого сооружения на тележках или других приспособлениях. Это позволяет эффективно строить открытым способом туннели, водоводы, коллекторы, резервуары, подпорные стены и мосты, а также производить внутреннюю отделку туннелей, возводимых закрытым способом.
Пневматическую опалубку обычно используют для возведения конструкций и сооружений сложного криволинейного очертания. Состоит таковая из гибкой воздухоопорной оболочки или пневматических поддерживающих элементов с формообразующей оболочкой.
Несъемная опалубка на украинском рынке – довольно редкое исключение, представляет собой щиты, изготовленные обычно из пенополистирола, остающиеся после бетонирования в конструкции. Такая опалубка выполняет в ряде случаев дополнительные функции - облицовку, гидроизоляцию или утеплитель, но не является ни несущей конструкцией, ни ее элементом. Поэтому на этапе проектирования (расчет сечения монолитной конструкции) несъемную опалубку, как правило, не включают в проектную документацию.
Хотя большинство элементов опалубочной конструкции унифицированы (изготавливаются по международным стандартам), нередко более рациональным является использование опалубки от одного производителя. Очень удобно, если рамная опалубка является полностью совместимой с опалубкой для колонн, поскольку это позволяет оптимизировать несущую конструкцию, например, сооружать легкие (экономичные по материалам), но с высокой несущей способностью сводчатые (с закругленными формами) профили балок межэтажных перекрытий, ферм и мостовых опор.

Материальная часть
На технико-экономические характеристики опалубки (как и любой другой системы) существенно влияет материал, применяемый для изготовления элементов и аксессуаров.
В элементах опалубки, воспринимающих основные нагрузки, дерево повсеместно заменяют металлами и пластмассами. Само же дерево ввиду дороговизны сегодня чаще всего выступает в форме фанеры, покрытой ламинатом, или клеенных из фанеры и бруса изделий, например, двутавровой балки. Двутавровую деревянную балку изготавливают из высококачественной клеенной древесины. Тщательное соблюдение технологии производства позволяет балкам сохранять идеальную геометрию на протяжении нескольких лет.
Для изготовления несущих элементов опалубок используют прокатные профили и прочие изделия из специальных сортов стали – горяче-оцинкованной или гальванизированной и (или) покрытой другим защитным слоем, например, полиэфирной порошковой краской толщиной 140 мкм. Сложные (комбинированные) покрытия обеспечивают и защиту, и быструю очистку поверхностей (препятствуют прилипанию бетона и любой водорастворимой грязи). Слой цинка в процессе эксплуатации защищает стальные элементы опалубки от коррозии.
Сталь обладает высокой несущей способностью и хорошей сопротивляемостью деформациям, однако имеет высокий удельный вес (в 9–10 раз выше древесины), значительную теплопроводность и подвержена коррозии. Защитное покрытие в процессе транспортировки и эксплуатации подвергается механическим повреждениям даже при цивилизованном отношении, а, учитывая уровень логистической и строительной культуры в развивающихся странах (в том числе в Украине), риск повреждений повышается в несколько раз (и реально сокращает срок эксплуатации ряда элементов стальной опалубки). В любом случае процесс восстановления покрытий (включая демонтаж, освидетельствование и доставку) требует достаточно много времени. Все это предполагает дополнительные расходы на техобслуживание элементов опалубки, на подвижной состав и грузоподъемные машины для обеспечения перевозки и монтажа.
Алюминий - легкий прочный металл, устойчивый к воздействию химически агрессивной среды. Ввиду достаточно высокой мягкости этого металла для повышения прочности опалубочных систем применяются алюмосиликаты – сплавы алюминия с кремнием. Алюминиевые сплавы имеют высокую коррозионную стойкость, низкую адгезию к бетонам, не требуют окраски или другого покрытия (обработки) поверхности. Производство элементов опалубки с применением принципа экструзии позволяет добиться необходимой жесткости алюминиевой конструкции. Готовая алюмосиликатная опалубка легче стальной в 2-2,5 раза, что существенно уменьшает трудоемкость и стоимость транспортировки и монтажа (позволяет использовать менее дорогостоящий транспорт и производить работы без применения подъемных кранов). Но алюминиевые элементы менее ремонтопригодны, поскольку для алюминия и его сплавов необходима дорогостоящая специальная сварка. Кроме того, алюминиевые изделия больше подвержены деформации, чем стальные, поэтому необходима достаточно высокая культура логистических операций и монтажа.
«Опалубка из алюминиевого профиля в Украине не прижилась по трем причинам. Во-первых, дорого – в полтора-два раза дороже стальной опалубки равной грузоподъемности. Во-вторых, в отечественном строительстве все еще низкая технологическая культура: монтаж и демонтаж производят ломом и кувалдой, из-за чего алюминиевые конструкции быстро выходят из строя. В-третьих, на стройках распространено воровство, в том числе изделий из цветного металла. В таких условиях и аренда, и покупка алюминиевых систем являются для строительных компаний убыточными», — считает Денис Квачук.
Опалубка может быть изготовлена из пластика (например, полистирола), материала, который не поглощает влагу, следовательно, не вытягивает из раствора воду, необходимую для эффективного затвердевания бетона. В связи с этим прилипание бетона к опалубке из гидрофобного пластика сводится к минимуму, что дает возможность добиться почти зеркальной поверхности и максимальной прочности готовой конструкции или ее элементов – стены, перекрытия, колонны, балки, ригеля.
В результате оптимизации материальной части готовая опалубочная система получается, как правило, комбинированной – либо металлодеревянной, либо пластико-металлодеревянной. Значительно реже вся система изготавливается из пластика и композитных материалов – дерева и фанеры, пропитанных специальными химическими составами или имеющих особые покрытия.
Опалубка, у которой все несущие элементы изготовлены из металлов, считается наиболее надежным вариантом, поэтому используется на более тяжелых участках строительства. В частности, технология каркасно-монолитного строительства подразумевает использование металлической опалубки при возведении свайных фундаментов, укладке тротуарных зон, в создании бетонных и железобетонных элементов несущей конструкции фундамента и стен. Опалубка металлическая имеет три наиболее популярных варианта: разборно-переставная, объемно-блочная, скользящая (подвижная). Вся несущая конструкция изготовлена преимущественно из железа (стали) или алюминия, и только щиты изготавливают из ламинированной фанеры – материала достаточно стойкого к механическим нагрузкам, влаге и агрессивным средам и более легковесного. Последний показатель обеспечивает удобство укладки, а значит – высокую точность монтажа и экономию бетона.

Олег ПЕТРОВИЧ (Журнал "Будмайстер")
Добавление комментария
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Смайлики:    smilewinkwassattonguelaughingsadangrycrying


 
 
 
Print