Одним из наиболее динамично развивающихся в настоящее время является рынок битумной черепицы. Если рынок скатных кровель в Украине ежегодно растет на 20-25%, то темпы роста рынка битумной черепицы гораздо выше.
В 2007 году, по данным Андрея Примаченко, генерального директора компании «Диана», объем рынка достиг 2,7 млн. кв.м, а в 2006 году, по его же данным объем рынка составил 1,5 млн. кв.м. Если в 2006 году по отношению к 2005 г. рост также был немаленьким – 64%, то в 2007 году рост — 80%!
Если верить статистике и таможенным данным, то расстановка сил на рынке за год изменилась незначительно. По-прежнему на украинском рынке доминирует зарубежная продукция: почти 80% рынка принадлежит трем торговым маркам – Katepal (поставщик компания «Диана»), Tegola («Тегола Украина»), «ТехноНИКОЛЬ”.
Помимо «китов» на рынке также представлена продукция «Балтийос Браста Украина» (Литва, ТМ BITUTECH), Icopal (Франция, Польша, Финляндия), IKO (Бельгия и Канада), Кerabit (Финляндия), Оnduline (Франция), NBP (США, Канада) и CertainTeed (США).
Как отмечают поставщики, на протяжении прошлого года позиции изменялись несущественно, а попытки «аутсайдеров» приблизиться к тройке лидеров кончились ничем. Поставщики-новички, в лучшем случае, добились выхода в нулевой показатель рентабельности и на рынке плотно не закрепились.
Вместе с тем, массового исхода из такого сложного сегмента не наблюдается и во многом благодаря субституции – гибкая черепица успешно теснит металлическую «сестру». В этой связи в текущем году прирост объема рынка ожидается на уровне прошлого года.
Наиболее заметными игроками на этом рынке, кроме перечисленных, также считаются такие компании, как: «Ависта» (поставляет на рынок битумную черепицу Кerabit и Nordland, изготавливаемую Tegola Roofing Products, Россия), «Альбион – Кровельный Центр» (IKO), «Будстарс» (Icopal), «Кровля и Изоляция», «Кровля-Сервис», «Партек'с» (Icopal), «СОВИ БУД» (Icopal), «СТС Сервис», «ТБС-Сервис» (Icopal), «Техно – Импорт», «Эверест - современная кровля».
Крупнейшими производителями битумной черепицы в Украине являются компании "Акваизол" (г. Харьков) и Славутский рубероидный завод (г. Славута Хмельницкой обл.).
В меньшем масштабе битумную черепицу выпускают: харьковская компания "Стройинвест" и кременчугская "Бласто" (ТМ "Крембит"), но практически у всех украинских производителей битумная черепица — это не основная продукция. Соответственно, в борьбу с зарубежными «коллегами» украинские производители не ввязываются, а довольствуются долей рынка в 10-12% (по другим данным не менее 15%).
В сегменте гибкой черепицы на украинском рынке в прошлом году основным потребителем оставался владелец индивидуального жилья, обеспечивший более чем две трети объемов продаж. Остальные 25–35% приобрели владельцы офисных зданий и заведений сервиса.
Последние годы отмечены переменой потребительских предпочтений. Основная причина этого явления – желание выделиться.
Если еще три-четыре года назад наиболее широкое распространение находили такие формы плиток, как шестиугольная (ее также называют сотовидной и трапециевидной); прямоугольная, в форме разношироких прямоугольников; чешуйчатая («бобровый хвост»); прямоугольная в виде равномерных прямоугольников, то в последний год вкусы начали резко меняться.
По словам Андрея Примаченко, потребители хотят новинок, поэтому-то компания «Диана» в этом году предложила совершенно новые модели (виды порезки). Вероятно по этой же причине довольно заметно увеличилась доля продаж так называемой «американской черепицы», которая внешним видом существенно выделяется из «европейского» ряда.
Некоторые операторы возлагали надежды на модели битумной черепицы, наружная сторона которых покрыта металлической фольгой – медью, цинк-титаном, даже золотом. Однако то ли из-за высокой цены, то ли из-за наличия более надежных и долговечных (с точки зрения потребителя) субститутов, эти модели спросом пользуются очень низким. Их доля в общем объеме продаж составляет менее процента.
По отзывам операторов, пока еще не произошли существенные подвижки в покупательских предпочтениях относительно цвета. По-прежнему «лидирующую» группу составляют такие цвета, как коричневый, красный, серый. В объеме продаж они составляют ориентировочно 75-80%.
Битумную черепицу, предлагаемую на украинском рынке, можно условно разделить на четыре ценовых сегмента:
– эконом-класс — до 42-52 грн./кв. м;
- бизнес-класс — 50-65 грн./кв. м;
- премиум-класс — 90-165 грн./кв. м;
- элит-класс — более 200 грн./кв. м.
К эконом-классу следует относить черепицу на основе легкого стеклохолста (иногда – меньше 100 г/кв. м), пропитанного оксидированным битумом, с миксом сланца и другого недорогого гранулята. Продукцию этого класса предлагают отечественные производители, а также некоторые зарубежные.
Битумная черепица бизнес-класса, по мнению Александра Ильина, отличается более плотным стеклохолстом (125 г/ кв. м), использованием модифицированного битума и более высокой плотностью посыпки. В этом классе представлена продукция подавляющего большинства изготовителей.
Премиум-класс представлен ламинированной (двухслойной) битумной черепицей (эта модель стоит в 1,5-2 раза дороже по сравнению с другими, однослойными, видами битумной черепицы), которая придает кровле объемный эффект и отличается повышенной безотказностью и долговечностью. Такая черепица есть в ассортименте Icopal Toisite (Франция), IKO, Katepal, Tegola, а с прошлого года и в ассортименте корпорации “ТехноНИКОЛЬ”.
Продукцию элит-класса предлагают немногие изготовители. В первую очередь следует назвать IСOPAL Siplast (Франция), Katepal, Tegola. Данную нишу занимает кровельная плитка с двойной армирующей основой, влияющей на жесткость материала, которая при отсутствии сплошного приклеивания самих гонтов черепицы друг к другу ведет к лучшей сопротивляемости ветровым нагрузкам.
Коллекция Siplast Toisite Cuivre к тому же имеет в своем составе специальную пропитку материала защитным составом Fungus, придающим материалу устойчивость от воздействия мхов, лишайников и пр. К этому классу относится битумная черепица компании Tegola-Canadese, покрытая слоем меди (в том числе патинированной, толщиной 70 мкм) и цинк-титана. Ее розничная стоимость – около 80-180 долл./кв. м.
Андрей ПРИМАЧЕНКО, генеральный директор компании «Диана»:
- На протяжении 2007 года в сегменте гибкой черепицы кровельного рынка существенных изменений не произошло. Часть поставщиков немного отстала от конкурентов, ввиду чего доли основных игроков перераспределились в пределах 1 – 2% сегмента. Цены изменились лишь вследствие роста курса Евро относительно мировых валют. По-прежнему не менее 90% предложения обеспечивает импорт, при этом внутренний производитель часто не может составить и ценовую конкуренцию. Например, немодифицированная гибкая черепица производства Польши нередко дешевле, чем украинские материалы-аналоги.
Несмотря на обилие поставщиков украинский рынок гибкой черепицы остается ненасыщенным по ассортименту. В текущем году мы предлагаем новую коллекцию гибкой черепицы KATEPAL в новой порезке Super Foxy, не имеющей аналогов ни в Украине, ни странах Евросоюза.
В текущем году будет продолжаться наступление на сегмент металлочерепицы, поскольку основной потребитель кровельных материалов для скатной кровли все больше и больше отдает предпочтение битумной – более технологичной, более красивой и менее затратной.
В Украине заказчик строительства предпочитает крышы довольно сложной конфигурации – на 6–8 скатов. При этом, доля отходов при покрытии металлочерепицей может составить 50% и более, битумной – всегда до 3%.
Сегодня украинский проектант и застройщик индивидуального жилья и коттеджных городков все выгоды битумной черепицы оценил полностью. Динамика роста емкости сегмента битумной черепицы в 2008 году будет вдвое-втрое выше, чем металлической. Ожидаемая емкость битумного сегмента в текущем году составляет не менее 4-х миллионов квадратных метров рядовой плитки.
Единственный фактор, который может повлиять на развитие рынка кровли отрицательно – снижение активности инвесторов (заказчиков строительства) по политическим причинам.
Андрей ТОЛСТЕНКО, начальник отдела компании «Акваизол»:
- Компанией «Акваизол» в прошлом году выведена новая коллекция гибкой черепицы, включающая 14 цветовых решений. Потребитель сегодня стремится к индивидуальности практически во всем и требует широкого выбора любого товара, в том числе и кровельных материалов.
Для более эффективного продвижения кровельных материалов мы бесплатно предоставляем потребителю образцы, как черепицы, так и новых сортов рубероида.
СПРАВКАМировой рынок сегодня предлагает два основных вида битумной черепицы – Европейский и Американский. Оба вида изготовлены из одного материала (нефтяной битум) и по технологии монтажа существенных различий не имеют – настил внахлест в подогретом состоянии плюс механических крепеж (скрепка или гвоздь).
Основным различием является коэффициент перекрытия – средний показатель количества «нахлестанных» слоев. Европейская черепица в процессе кровли требует нахлеста от 1,5 до 3 слоев максимум или 1,5–2,8 практически. Американская битумная черепица ввиду более крупных размеров обладает коэффициентом 2,5–4 и 2,5–3,5 соответственно.
Стойкость кровли из американской черепицы к механическому воздействию существенно выше, чем европейской. Срок эксплуатации, однако, ограничен 7 годами, поскольку американцы, ввиду обилия битумного сырья не стремились повысить долговечность изделий из битума.
Европейский производитель обогащал битумное тело черепицы специальными добавками плюс покрывал битумно-черепичную кровлю лаком и добился от нее 10–25 летнего срока службы.
Стоимость монтажа у обоих видов битумной черепицы одинакова. Текущее содержание в первые 7 лет эксплуатации – тоже, далее американская требует ремонта, а по истечении 13–15 лет – полной замены кровельного материала.
По данным компании «Диана»
Олег ПЕТРОВИЧ (Журнал "Будмайстер")