Геодезические работы при строительстве инженерных сооружений начинаются с создания геодезической разбивочной основы в виде сети закрепленных знаками геодезических пунктов, определяющих положение сооружения на местности и обеспечивающих выполнение последующих построений и измерений в ходе строительства с минимальными трудозатратами и с необходимой точностью.
Геодезическую разбивочную основу для строительства создают путем привязки к имеющимся в районе строительства пунктам государственной геодезической сети с учетом: проектного и существующего размещения сооружений и инженерных сетей на стройплощадке;
обеспечение сохранности и устойчивости знаков, закрепляющих пункты разбивочной основы;
геологических процессов, температурно-климатических, динамических и других воздействий в районе строительства, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на качество построения и сохранность разбивочных сетей;
использования геодезической разбивочной основы для последующей эксплуатации возводимого объекта, его реконструкции и развития.
Разбивочную сеть инженерного сооружения создают для выноса в натуру и закрепления проектных параметров сооружения, производства детальных разбивочных работ и производства исполнительных съемок.
В зависимости от вида сооружаемого объекта разбивочную сеть строительной площадки создают либо в виде линий регулирования застройки (например, при строительстве автомобильных дорог, мостовых переходов), либо в виде правильной строительной сетки, как правило, с размерами сторон 50,100,200 м (например, при строительстве аэродромов).
Высотное обоснование строительства создают в виде нивелирных сетей строительной площадки, опирающихся не менее чем на два репера государственной нивелирной сети. Пункты плановой и высотной разбивочных сетей обычно совмещают.
Построение геодезических разбивочных сетей инженерных сооружений осуществляют методами триангуляции, трилатерации, полигонометрии, засечек и другими методами.
Закрепление пунктов геодезической разбивочной основы строительства осуществляют закладкой геодезических знаков в соответствии с требованиями нормативных документов по геодезическому обеспечению строительства.
Создание геодезической разбивочной основы, осуществляемое не менее чем за 10 дней до начала строительных работ, входит в обязанности заказчика.
Приемка подрядчиком разбивочной основы для строительства оформляется соответствующим актом, при этом принятые знаки геодезической основы в ходе строительных работ находятся под постоянным наблюдением за их сохранностью и устойчивостью и не реже двух раз в год проверяются путем повторных геодезических измерений (обычно в весенний и осенне-зимний периоды).
Разбивочные работы в ходе строительства выполняют для выноса в натуру от пунктов геодезической разбивочной сети с заданной точностью осей сооружений и высот, определяющих в соответствии с рабочей документацией положение в плане и по высоте частей и конструктивных элементов сооружений.
Непосредственно перед началом строительных работ исполнитель должен проверить положение знаков разбивочной сети повторными геодезическими измерениями. В необходимых случаях (например, при строительстве тоннелей, титульных мостовых переходов и путепроводов) создают внутреннюю разбивочную сеть, посредством привязки к пунктам внешней разбивочной сети.
Точности создания разбивочных сетей при строительстве автомобильных, лесовозных дорог, подъездных путей и вертикальной планировке принимают:
угловых измерений — 30";
линейных измерений — 1:2000;
определение превышений — 15 мм на 1 км нивелирного хода.
Точность выполнения геодезических работ при строительстве тоннелей, мостов, путепроводов, аэродромов, зданий и сооружений и т. д. принимают существенно выше.
Определение высотного положения элементов и частей инженерных сооружений с соответствующей точностью, а также перенос высот с исходного горизонта на монтажные, осуществляют, как правило, методом геометрического нивелирования или другими методами, обеспечивающими необходимую точность.
При строительстве инженерных объектов все чаще стали находить применение лазерные геодезические приборы и системы, позволяющие не только осуществлять качественный геодезический контроль в ходе строительно-монтажных работ, но и обеспечивать автоматическое либо полуавтоматическое управление работой строительных машин и механизмов.
Широкое внедрение лазерной техники в строительный процесс является непременным залогом существенного повышения производительности и качества строительно-монтажных работ.