Оглядываясь на прошедшее десятилетие, определенно можно говорить об очередном ренессансе витражного искусства. При этом все очевиднее пренебрежение жанра интерьером общественным — в рамках которого он, собственно, когда-то и зародился — и увлечение интерьером частным.
Именно в современной жилой обстановке витраж обрел новое дыхание и продемонстрировал свои великолепные свойства, превратившись в изысканный и зачастую эксклюзивный способ оформления пространства.
Стоит ли говорить, что искусство создавать картины на стекле имеет за плечами историю более чем давнюю. Так, первые упоминания о нем относятся еще к эллинистическому периоду: уже тогда простейшие витражи, созданные из алебастра и селенита, украшали постройки Египта, а позже Рима.
Традицию сочетать массивный природный камень и тонкое хрупкое стекло переняла романская архитектура. Несравнимых высот витражное искусство достигло в период готики. Уникальные возможности витража продемонстрировал в свое время европейский модерн.
С удовольствием обратили взор к этому виду искусства и сегодняшние мастера, отдавая дань классическому прочтению и изобретая все новые формы его художественного воплощения.
Витраж оказался чрезвычайно актуальным и востребованным и вновь заиграл красками — и в грандиозном архитектурном сооружении, и, конечно же, в небольшом уютном мире приватного интерьера.
Классика с отступлениями
В зависимости от сюжета и местоположения в интерьере специалисты используют различные виды и техники витража: мозаичный, расписной или выполненный методом фьюзинга. Мозаичный витраж подразделяется на свинцово-паечный и витраж в технике Тиффани.
Классический свинцово-паечный представляет собой наиболее раннюю технику, которая была распространена в Европе еще в эпоху готики. Способ соединения цветных стекол с помощью свинцовой оплетки Н-образного профиля, которая затем паяется оловом, «без потерь» дошел до наших дней и украшает современную обстановку.
К ранним средневековым техникам относится и витраж расписной (так называемая обжиговая роспись по стеклу), который также присутствует сегодня во многих частных интерьерах.
Пожалуй, одним из наиболее востребованных в наши дни считается витраж в технике Тиффани, которая возникла относительно недавно — в конце XIX века, когда американец Луис Комфорт Тиффани, представитель известной семьи ювелиров, решил заняться изготовлением витражей с упором на усовершенствование сборки и изготовление новых видов стекла.
Техника Тиффани представляет собой витраж, собранный на медной фольге: каждый фрагмент стекла тщательно обтачивают, оборачивают в самоклеящуюся медную фольгу и раскладывают на кальке в соответствии с эскизом. Элементы готового изображения спаиваются друг другом оловянным припоем.
Такой витраж выглядит очень живописно, поскольку техника позволяет использовать гораздо больше мелких деталей, соответственно, линии рисунка получаются более тонкими и изящными; главное же достоинство заключается в том, что можно делать не только плоские витражи, но и объемные и даже сферические.
Из модных веяний следует отметить витраж в технике фьюзинга (спекание), когда на целом листе, как правило прозрачного стекла, из кусочков цветного стекла собирается рисунок и запекается в печи, превращаясь в единую композицию.
Такой витраж собирается без металла, без формы, в свободном движении, когда большую роль играет элемент случайности. Эффект от фьюзинга во многом схож с акварелью, которая, растекаясь, оставляет спонтанное изображение.
Техника приобрела огромную популярность не только в силу оригинального вида изделий, но и благодаря широкому диапазону применения: фьюзинг с успехом задействован в производстве мебели, хорошо смотрится в виде отдельных штучных предметов, великолепно сочетается с большой плоскостью стекла.
Еще одним направлением витражного искусства является так называемый пескоструй. Техника заключается в том, что мастер заливает лист прозрачного или цветного стекла мастикой, а затем струей кварцевого песка, под давлением бьющей в стекло, по трафарету «срезает», точнее, выбивает из него один за другим слои, создавая нюансировку.
На рубеже XIX и ХХ веков классическими для пескоструя изображениями считались стилизованные вазы с букетами роз или ромашек, пальмовых ветвей и полевых трав, переходящих в смешанный растительно-геометрический орнамент.
Тогдашние мастера нередко сочетали этот метод с техникой травления, что давало широкие возможности изготовления вывесок и наружной рекламы. Смешанные варианты техники пескоструя зачастую можно увидеть и в сегодняшнем исполнении, например в сочетании с тем же фьюзингом.
Помимо витражей, в настоящее время на рынке представлены и различные имитации этого вида искусства, например в технике склейки ультрафиолетом, пленочный «витраж» и др. Отношение к ним специалистов вполне определенное: подделка, пусть даже и хорошего качества, все равно остается подделкой.
И если любоваться, скажем, тем же пленочным витражом с расстояния меньше десяти метров, она будет видна даже неискушенному глазу.
Расписной витраж, или обжиговая живопись по стеклу, считается самым дорогим видом витража, поскольку требует не только немалого времени, но и высоких художественных способностей исполнителя.
В таком витраже каждое стеклышко вручную расписывается краской, затем обжигается, и так много раз, пока изображение не обретет достаточную многослойность и глубину. Специалисты отмечают, что присутствие в расписном витражном стекле фигур людей или животных повышает стоимость работы. Равно как и количество фрагментов: чем больше, тем дороже.
Надо сказать, в сегодняшнем интерьере используют самые разные витражные техники. Например, в особняке классического толка великолепно будет смотреться работа в стиле Тиффани или обжиговая роспись на латунь или свинец.
А вот, скажем, фьюзинг, позволяющий создавать объемные и гладкие поверхности, геометрический рисунок и предметное изображение, отлично впишется в хайтековский интерьер. Ну и, конечно, витраж в технике Тиффани с изображением хрестоматийных ириса или лилии идеально дополнит обстановку в стиле модерн.
В удачном контексте
Кстати, именно с этим периодом у большинства из нас традиционно ассоциируется искусство модерна. И даже несмотря на то, что в мире сегодня сохранились сотни витражей, датированные разными годами. Причиной может быть временная близость эпох, но не только: многое в вариантах использования сегодняшнего витража пришло к нам именно из той поры, когда витраж стал играть большую роль не только в архитектуре, но и в интерьере, став почти обязательным фрагментом обстановки любого доходного дома, особняка или дачи аристократа.
И это относится не только к традиции украшать витражным стеклом оконные проемы. Так, например, в начале ХХ века распространение получил витраж из массивного стекла со снятыми по периметру фасками (или фацетами); стекло помещали в прочную латунную или медную оправу, и это позволяло использовать его не только в окнах, но и в конструкциях, гораздо большей площади.
Тогда же, кстати, появилась и удивительная по красоте мебель с витражными вставками. Ну чем сегодняшние потолочные плафоны в роскошных загородных особняках не дань искусству модерна, не говоря уже о целой индустрии мебельного производства с использованием витражного стекла?!
Следует отдать должное искусству витража, которое с успехом преодолело притяжение классической обстановки и в наши дни удачно взаимодействует с самыми разными современными стилистиками.
Независимо от того, выполняет витраж определенные практические задачи или выступает декоративным дополнением, лишенным какой бы то ни было функциональной нагрузки, он обязательно решается в контексте архитектуры и общей отделки интерьера. В жилом пространстве витраж занимает позицию довольно заметную и активную, поэтому мастерство исполнителя заключается прежде всего в том, чтобы уловить грань, до которой его изобразительность не идет вразрез с окружающей обстановкой.
Иными словами, витражная работа хороша не только тем, что выполнена с мастерством и изяществом: не менее важно определить для нее место в интерьере, найти оптимальный световой режим и создать выверенные технические условия.
Традиционным местом установки витража были и остаются окна и двери. Это наиболее удобный с конструктивной точки зрения вариант, предполагающий несколько вспомогательных рам и креплений, благодаря которым стекло в дальнейшем самостоятельно работает на просвет.
Однако сегодняшнее понятие витража гораздо более объемно, в него входят также световой фонарь и плафон, потолочный свод и купол, ниша и даже сплошная плоскость стены. Все это случаи, когда очень важно правильно организовать освещение, а также выдержать нужное расстояние от витража до стены или потолка — чем оно больше, тем лучше будет смотреться витраж. И конечно, тем меньше шансов заметить сквозь цветное стекло конструктивные элементы крепления.
По-прежнему актуальным направлением остается мебель, которую сегодня зачастую украшают витражные стекла. Кстати, тот же фьюзинг, который прочно ассоциируется у нас с производством кухонных фасадов, гораздо многограннее. В частности, эффектно смотрятся изготовленные таким образом перегородки из стеклянных блоков: например, в интерьере ванной комнаты это бархатное стекло не только великолепно преломляет свет, но и отлично «работает» в тандеме с водой.
Надо сказать, что витраж всегда был удовольствием не из дешевых. Во все времена его заказчиками выступали люди высоких сословий, состоятельные и образованные, с хорошим вкусом. В наши дни витражное искусство пытается обрести черты более демократичные, однако классический, а тем более авторский, витраж остается украшением интерьера исключительно респектабельного.
Стоимость витражных работ зависит от целого ряда обстоятельств: техники, сложностей эскизирования, красок, количества обжигов, размеров модулей и т. д. Отличаются по стоимости и виды самого стекла, которое мастера варьируют в зависимости от желаемого эффекта. Например, стекло может быть гладким или фактурным, бесцветным или окрашенным, прозрачным и опаловым; последнее также бывает полностью или частично «глухим» и с разводами.
Опаловое стекло, как правило, несколько дороже прозрачного. Производители (в основном американские и китайские) предлагают сегодня и прозрачно-фактурные и сложные стекла, работающие на просвет и на отражение или только на отражение; в моде витраж на стеклах с различной фактурой.
В конечном итоге стоимость материала зависит от бренда: разные производители выпускают стекло, художественные свойства которого отличаются. При этом ассортимент как самого стекла, так и комплектующих к нему настолько широк, что открывает сегодняшнему витражу практически неограниченные возможности, — во всяком случае, живописное полотно «дословно» — без ухода в упрощение и условности — можно перевести в витраж. Разумеется, это под силу лишь мастеру, обладающему соответствующей квалификацией.
Порядок работы при заказе витража следующий. Заказчику предлагается несколько вариантов небольших эскизов, из которых выбирается один, — это изображение и переносится на картон в натуральную величину с ювелирным (до миллиметра) соблюдением размеров.
После этого выбираются и утверждаются стекла, которые будут использоваться в работе. Срок изготовления витража — вопрос в каждом случае индивидуальный; все зависит от размеров, изобразительного ряда, количества фрагментов — отдельные изображения включают более 500 модулей на квадратный метр.
Для усиления декоративного эффекта в одном витраже используют несколько видов протяжек различной ширины. Когда работа готова, в зависимости от эстетики интерьера металл оставляют либо каким есть, либо покрывают патиной. И наконец, если витраж выполнен с соблюдением всех технологических норм, срок службы его не ограничен (кроме, разумеется, случаев вандализма и прочих непредвиденных обстоятельств) — он будет передаваться из поколения в поколение.
Кстати, витраж — это не просто украшение, а еще и неплохой способ вложения денег: хорошо сделанный витраж с годами становится только дороже.