Твердые покрытия, называемые мощением, являются важным элементом всей композиции сада и придают ему индивидуальность. Даже материал, из которого сделаны дорожки, может повлиять на впечатление, производимое садом.
Формой, расположением, изгибами дорожек определяется стиль и характер ландшафтного проекта. Кроме того, конечно, дорожки, дороги, тропинки - важный функциональный элемент благоустройства.
В настоящее время садовые дорожки и тропинки отличаются. Типы покрытий - плиточные, каменные, блочные, бетонные, травяные и т.п.
Варианты укладки - на песок, на цементный раствор, с бордюром, без бордюра, сплошной, островки и т.п.
В качестве материалов для покрытия садовых дорожек используют натуральный камень, декоративную плитку и плиты из бетона, клинкерный кирпич, бетон и декоративный бетон, дерево и траву. Из всего этого нужно выбрать то, что больше всего подходит Вашему саду.
Покрытие из натурального камня.Натуральный камень является лучшим материалом с эстетической и практической точки зрения. Естественно, такое покрытие и самое дорогое.
Существует огромное множество типов природного камня. Наиболее распространены покрытия из гранита, лабрадорита, габбро, базальта (твердые породы), мрамора, известняка, песчаника (мягкие породы) и других горных пород.
Красивые тона, разнообразие структуры и формата, а также степень обработки поверхности (от колотой до шлифованной) позволяют использовать камень и на широких площадках, и в тенистых аллеях.
Покрытие из тротуарных бетонных плит.Другим распространенным материалом для садовых дорожек являются тротуарные бетонные плиты.
В настоящее время их производят в большом ассортименте по цветовой гамме, различных размеров и конфигураций. Наиболее распространенные плиты - волна, шестигранник, кирпич, "сноп", "брук", "уголок", "рыбка" многие другие.
Тротуарная плитка обладает и достаточно хорошими эксплуатационными свойствами. Она долговечна, прочна, морозостойка, подходит как для автомобильных подъездов, так и для пешеходных дорожек.
По способу производства плитка делится на вибролитую и вибропрессованную. Для ответственных покрытий - парадных входов, подъездов автомобилей более подойдет вибролитье (более тонкое и прочное), для пешеходных дорожек можно использовать вибропрессованную плитку.
Укладывать плитку можно различными способами ("перевязками") - "елочкой", "лесенкой" и т. п. Можно укладывать плитку "вразбежку", заполняя пространство между плиточками газонной травой или сыпучим материалом - гравием, крошкой, песком.
Тротуарная керамическая плитка.Тротуарная плитка может быть не только бетонной, но и керамической. Если дорожки планируется эксплуатировать в зимнее время, поверхность керамической плитки должна быть шероховатой, иначе она будет очень скользкой.
Керамическая плитка может имитировать природный камень, так называемый "керамический гранит", или быть покрытой глазурью различных цветов, что, при правильном расположении, может сделать дорожки, и, особенно, площадки, патио, очень оригинальными.
Клинкерный кирпич.Очень популярен клинкерный кирпич за счет его невысокой стоимости, простоты укладки и теплых тонов.
Покрытие из декоративного бетона.Альтернативой бетонному покрытию, с одной стороны, тротуарной плитке с другой стороны, и, даже, в какой-то степени, натуральному камню, является ставший особенно популярным в последние годы декоративный бетон.
Современные добавки к бетону, так называемая фибра, различные пластификаторы, специально разработанные технологии устройства покрытия делают его устойчивым к растрескиванию при воздействии таких значительных перепадов температур, которые характерны для средней полосы, и открывают практически неограниченные возможности для придания этом бетону вида различных натуральных каменных материалов.
Цветные отвердители, применяемые при устройстве покрытий из печатного бетона, устойчивы к ультрафиолетовому излучению, и создают поверхности, превосходящие по прочности и износостойкости обычные бетонные поверхности и даже тротуарную плитку.
Еще одной особенностью декоративного бетона является возможность его укладки не только на землю, но использование его в качестве облицовочного материала для цоколя здания, что создает дополнительные возможности для декоративного оформления усадьбы.
Прочность и декоративность такого покрытия позволяет использовать его и для пешеходных дорожек, различных площадок, патио, и для автомобильного подъезда и стоянки машин.
Конечно, есть и минусы - декоративный бетон раза в 2-3 дороже обычной бетонной тротуарной плитки и требует ухода - почти ежегодно поверхность нужно обрабатывать гидрофобизирующими растворами. Ну и, конечно, работы по устройству покрытия из декоративного бетона должны выполнять только специализированные организации, нарушение технологии укладки сведет на нет все достоинства этого материала.
Набивные дорожные покрытия из сыпучих материалов.Вполне приемлемая, но более дешевая альтернатива покрытиям из натурального и искусственного камня – набивные дорожные покрытия, выполняемые из сыпучих материалов по щебеночно-песчаному основанию.
Достаточно подготовить песчаное основание, равномерно рассыпать выбранный материал, утрамбовать поверхность - и дорожка готова.
Спектр материалов, из которых можно изготовить такую дорожку, весьма широк. Это и тот же песок, и различные крошки - кирпичная, гранитная, мраморная, гравий, щебень различных фракций (он также может быть известковым, гранитным), галька, а также такие природные материалы, как измельченная древесная кора или крупные опилки.
Используя сыпучие материалы различного цвета и фракций, можно подобрать подходящее покрытие для сада любого стиля, особенно для садов, выполненный в "дачном" стиле, а также восточных садов, для которых галька, гравий, каменная крошка - желанные гости.
Сыпучие материалы можно комбинировать как между собой, так и с тротуарной плиткой и натуральным или искусственным камнем. Их существенный недостаток – необходимость периодической реконструкции верхнего слоя.
Частота данной процедуры зависит от условий эксплуатации – на проездах ее придется проводить раз в 1–2 года, на пешеходных дорожках и площадках – реже. Кроме того, в жаркое сухое лето такие дорожные покрытия образуют пыль и требуют увлажнения.
Очень эффектно смотрятся дорожки, уложенные по принципу "с кочки на кочку", где валуны, плоские хотя бы с одной стороны, или бетонная или каменная плитка, уложена так, чтобы при каждом шаге можно было наступать на камень, а между ними земля покрывается мелким гравием или крошкой.
Крошка используется также при устройстве дорожек "вразбежку" как альтернатива газонной траве. При правильном устройстве, дорожные покрытия из сыпучих материалов достаточно прочны, и по ним можно ездить на машине (кроме покрытий из гравия и гальки, которых невозможно хорошо утрамбовать, эти покрытия чаще используются как декоративные).
Древесные покрытия дорожек.Помимо описанных выше широко распространенных дорожных покрытий, можно использовать и другие материалы. В первую очередь это обычная древесина. Это и различные мостки из досок, особенно естественно смотрящиеся рядом с водоемами, ручьями или в сочетании с перекинутыми через водоемы мостиками; и старые спиленные деревья, разрезанные перпендикулярно стволу на узкие круглые спилы.
Можно использовать и старые деревянные шпалы - они пропитаны специальным составом, и прослужат еще очень долгое время.
Покрытия из стеклянных шариков,железных шайб.Очень необычными и декоративными могут быть покрытия, на первый взгляд, из не очень подходящего материала - стеклянных шариков, металла, листового или просто старых железных шайб.
Важно только продумать, насколько функционально то или иное покрытие, возможно, некоторые виды красивых, но непрочных покрытий использовать для площадок, где редко ходят или для заполнения внутренних областей цветников.
Травянистые дорожки.Можно создавать на участке и травянистые дорожки. Все, что нужно для этого - глубокая обработка почвы, дренажный слой из песка или щебня и семена подходящей травосмеси. Трава на дорожке должна быть низкой, так что придется ее регулярно скашивать.
Другой способ устройства - пластиковая газонная решетка зеленого цвета, в ячейках которой пророщена газонная трава, выглядит почти как обычный газон, но по ней можно не только ходить, но и ездить на машине, устраивать стоянку для машин.
Помимо пластиковой, под стоянки или подъезды машин применяется бетонная газонная решетка. Она, конечно, не выглядит как сплошной зеленый газон, но все же и не как сплошной бетон.
Покрытия из пластика, резины, компаундов.Особое покрытие применяется для спортивных и детских площадок. Это специальные покрытия из прочного влагостойкого пластика, резины, компаундов.
Дорожки и тропинки на садовом участке должны сочетать в себе как функциональные, так и декоративные свойства. Расчленяя сад на отдельные зоны, и, одновременно, связывая эти зоны между собой, они являются важными элементами художественно-эстетического решения сада.
Форма и внешний вид дорожек должны органично вписываться в общую концепцию садового дизайна. Например, выложенная плитами строгая прямая дорожка никак не гармонирует с романтическими клумбами роз, но вполне уместна в саду формального стиля.
Криволинейные в плане дорожки целесообразнее выкладывать из рваного натурального камня, который подчеркнет их живописность и не потребует установки поребриков.
Для автомобильных же подъездов к жилым домам, гаражу и хозяйственным постройкам больше подходит мощение тротуарной плиткой или гранитной брусчаткой, поскольку вышеуказанные мелкоразмерные элементы более устойчивы к интенсивным динамическим нагрузкам и значительно упрощают уход – чистку от снега и мусора.
В лабиринте садовых дорожек существует своя иерархия. В зависимости от назначения ширина их различна. Так ширина основных дорожек, например пешеходной, ведущей к дому, должна составлять не менее 1,2-1,5 м, чтобы два человека могли прогуливаться по ней одновременно, не мешая друг другу. Для дорожек второстепенной значимости достаточно ширины не более метра, а между грядками - не более 0,5 м.
Любая дорожка должна иметь небольшой склон в обе стороны от осевой линии, чтобы не застаивалась дождевая вода. На участке с неровным рельефом нужны ступени или лестницы.
При мощении садовых дорожек большое значение имеет укрепление их краев.
Бордюр может быть высоким или низким, из дерева или из камня, скругленной формы или прямым, но в любом случае он должен гармонировать с дорожным покрытием.
Устанавливают его в углубленную канавку еще до укладки щебня или гравия - основы поверхностного покрытия дорожки. Дно канавки должно быть ниже уровня дорожки и окружающей поверхности. Для бордюра, как и для самой дорожки, делают песчаное основание. Бортовые камни можно забетонировать, тогда бордюр будет наиболее прочным.
Высоту бордюра определяете вы сами. Но имейте ввиду, что с эстетической точки зрения наиболее эффектно выглядит дорожка, высота которой равна высоте газона.
Травянистые или песчаные дорожки, а также дорожки, посыпанные галькой или мульчей, могут иметь плавный переход к окружающим их клумбам и грядкам. Тогда кустистые и почвопокровные растения, разрастаясь, закрывают границы дорожки, придавая ей естественную прелесть.