Построили дом, «добили» малые архитектурные формы. Теперь перед озеленением, наступает этап планировки дорог. Главная задача сейчас в том, чтобы создать цепь взаимосвязанных путей. Помимо практической ценности, они создают перспективу, разворачивают панораму, замыкают на себе зрительное восприятие участка, позволяют зафиксировать выбранные доминирующие точки. Поэтому начинать продумывать их расположение нужно еще на этапе планирования сада. Понаблюдайте, за тем, как Вы продвигаетесь по саду, как меняется участок в разное время дня, представьте, как он будет выглядеть зимой, осенью, весной. Подумайте и о своих привычках, любимых уголках. Внимательно проанализируйте план участка, где отображены основные и вспомогательные строения, деревья, газоны, цветники, декоративные сооружения. Все это нужно для того, чтобы рационально использовать пространство участка, правильно расположить под полотном дорожек дренажные, водопроводные, электрические и другие необходимые системы. Если Вы приняли решение заказать сад профессионалам, то их задача будет состоять в том, чтобы создать цепь взаимосвязанных путей, проложить в саду пешеходные маршруты, выбрать материал для мощения. Нужно учесть как чисто практические, так и эстетические моменты, ведь грамотное, логичное построение — залог комфортного передвижения по территории участка.

При планировании необходимо помнить и о рельефе, чтобы обеспечить правильный сток воды во время дождей.
Стили и формы дорожек
Количество и ширина дорожек зависит от размера участка и его назначения. Любые перегибы чреваты: слишком маленькое количество дорожек может повлечь за собой желание сократить путь через клумбы или газоны, а чересчур большое создаст впечатление разрозненности, рассеченности.
Самый распространенный способ прокладывания дорожек - по прямой, по кратчайшему пути - зачастую не является оптимальным. Сочетание изгибов и поворотов основной и вспомогательных дорожек поможет зрительно увеличить пространство участка. Однако тут все же необходимо придерживаться выбранного стиля оформления. И хотя не всегда размеры территории и постройки позволяют проводить единую дизайнерскую линию, для успеха достаточно прибегнуть к нескольким простым приемам, которые сложились в каждом из стилей.
Классический стиль диктует строгую геометрическую планировку. Дорожки ровные, без наклонов. Для перехода с одного уровня участка на другой используются ступени. Все повороты делаются под прямым углом. Их разумно "укрепить" цветниками или декоративными кустами, чтобы избежать соблазна сократить путь по газону.
Романтический стиль исповедует принцип естественности. Дорожки в таком саду извилистые, многоуровневые. Кроме тротуарной плитки для них широко применяется гравий или натуральный камень.
Стилю модерн присуща свободная планировка. Дорожки могут быть разноуровневыми, расширяться или сужаться, создавая ощущение текучести. Уместной будет смешанная фактура дорожек со вставками из гальки, гравия или других сыпучих материалов.
Деревенский стиль вбирает в себя основные черты "сельской неискушенности": природные материалы, густые растения. Дорожки неширокие, с неровными краями, плавными поворотами, часто посыпаются каменной крошкой. Можно высадить стелющиеся или вьющиеся растения.
Любой из стилей предполагает наличие основной и вспомогательных дорожек. Конечно, это необязательное правило, но оно продиктовано здравым смыслом: на небольшом садовом участке дорожки не должны занимать более одной десятой территории.
Главная дорожка, как правило, шире второстепенных. Назначение главной дорожки понятно - она задает направление движения по территории. Выделить ее можно не только по ширине, но и при помощи материала мощения, цвета, бордюров или растений по бокам. Второстепенные дорожки, особенно те, по которым редко ходят, можно оригинально оформить несплошным покрытием, например, выложить их небольшими камнями или плитами на расстоянии шага.
При всем многообразии приемов прокладывания дорожек на участке, можно выделить два главных способа использования основной и вспомогательных дорожек.
"Стволовой": главную дорожку проводят от въезда на участок до самой отдаленной точки. Потом делают ответвления тропинок, которые ведут в укромные уголки сада. Развилка основной дорожки зрительно расширяет участок. Если же соединить между собой вспомогательные дорожки или скрыть садовыми растениями их окончание, можно создать впечатление "бесконечности" участка.
"Кольцевой" прием прокладывания дорожек целесообразнее использовать на больших пространствах, хотя и маленьким участкам такая дорожка придаст уюта и завершенности. Основная дорожка прокладывается по периметру или в центральном радиусе участка замкнутой линией, кольцом. Тогда она "обегает" всю территорию и взору открываются наиболее выгодные области: водоемы, редкие растения, необычные дизайнерские решения. Главное здесь спланировать маршрут так, чтобы он не пересекал центральную область, газон или клумбу, чтобы не складывалось впечатления "разорванности" участка.
Если территория позволяет, то интересным будет сочетание этих способов: проложить, например, и прямую и кольцевую дорожки или две главные кольцевые. Здесь все зависит только от фантазии владельца.
Особое покрытие применяется для спортивных и детских площадок. Это специальные покрытия из прочного влагостойкого пластика, резины, компаундов.
Очень необычными декоративными могут быть покрытия, на первый взгляд, из не очень подходящего материала - стеклянных шариков, металла, листового или просто старых железных шайб. Важно только продумать, насколько функционально то или иное покрытие, возможно, некоторые виды красивых, но непрочных покрытий использовать для площадок, где редко ходят или для заполнения внутренних областей цветников.
Особое покрытие применяется для спортивных и детских площадок. Это специальные покрытия из прочного влагостойкого пластика, резины, компаундов.
Мы надеемся, что смогли сориентировать Вас в многообразии возможностей для строительства "садового скелета" - дорожек, тропинок, площадок, дорог. Можно подобрать покрытия на любой вкус, а воплотить в жизнь Ваши фантазии Вам помогут наши специалисты, ландшафтные дизайнеры.
Примерная стоимость устройства дорожек в Киеве и киевской области $/кв. метр (весь пирожок видов работ без материала):
Дорожки из гравия: 8-12
Дорожки из кирпича плашмя: 8-40
Дорожки из кирпича на ребро: 40-55
Бетон: 15-19
Дорожки из плитки: 19-35
Дорожки из плитняка: 35-43
Дорожка из полимерпесчаной тротуарной плитки или фемов: 25-35
Дорожки из гранитной брусчатки: 35-68
Облицовка цоколя плитняком толщиной 1,5-2 см: 15-20
Декоративный бетон: 25-100
Комбинированніе дорожки: 15 – 80
Ещё статьи по теме "Дорожки, тротуары, мощение"
|
Мощения тротуаров и дорог
В последние годы на тротуары и проезжие части российских городов стали возвращаться брусчатка, цветная и фигурная тротуарная плитка и другие архитектурно - выразительные и практичные искусственные мелкоштучные элементы мощения. Кроме высокой эстетики использование искусственных элементов имеет и практическое значение.
Плитка эксплуатируется дольше, чем асфальт, значительно упрощается ремонт и замена тротуаров, а также ремонт инженерных сетей. Хотя строительство плиточных тротуаров дороже асфальтовых более чем на одну треть, за 3-4 года эксплуатации эти затраты окупаются. |