Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка.
Жюль Ренар
Регулярные парки — регулярные сады и парки - одно из величайших достижений человечества в области ландшафтного дизайна. Ни один приличный замок и дорогой загородный коттедж в Европе не обходится без этой своеобразной визитной карточки уважающего себя собственника. Распространившись по всему миру, искусство создания таких парков нашло себе применение и на более скромных пространствах. Сегодня внести элементы регулярности на приусадебный участок, например оформить таким образом парадный вход, - лучший способ придать загородному дому торжественность и пышность.
Регулярный стиль - сад имеет ярко выраженную основную ось композиции — стержень всего распланированного пространства; расположение элементов и конструкций подчинено строгой геометрии и симметрии. Иногда можно только удивляться тому, насколько некоторые реальные явления окружающего мира не соответствуют нашим представлениям о них. Так, например, англичане, которых принято представлять сухими и чопорными, создали свободный пейзажный стиль ландшафтного дизайна.
А французы, которые традиционно считаются нацией фривольной, чувственной и эмоциональной, явились родоначальниками упорядоченного регулярного стиля ландшафтного дизайна. Впрочем, если вспомнить, что англичане еще в начале 13-го века вынудили своего короля подписать Великую Хартию Вольностей, а Франция в эпоху Людовика XI, когда, собственно, и зародился регулярный стиль ландшафта, была вершиной абсолютизма, то все становится на свои места. Регулярный стиль садового искусства находится в русле идей классицизма. Лейтмотив этого стиля – порядок. Четкость плана и строгость линий – это главное, что отличает парки регулярного стиля.

Чаще всего панорама такого парка разворачивается в одной плоскости. Если же рельеф этого не допускает, то территория оформляется в виде просторных террас, которые заканчиваются подпорными стенками и соединяются между собой широкими лестницами. Примером такого сада является роскошный парк в Петродворце с его знаменитыми фонтанами. Разбивка его началась при Петре I и продолжалась при его преемниках, когда сады европейского стиля были в особой моде по всей континентальной Европе. Главный вход в парк регулярного стиля располагается обычно в его нижней части, а центральная точка – в верхней, и входящего сразу подавляет величественность открывающейся перед ним картины. Впрочем, не менее величественно панорама парка выглядит и сверху.
Для регулярного парка подбираются растения, хорошо поддающиеся стриже. И следует отметить, что сады этого стиля нуждаются в особенно тщательном уходе. Стоит пренебречь этим правилом – и парк за несколько лет потеряет свою строгую красоту. К сожалению, нечто подобное произошло с парками курортов Абхазии, заложенными при Сталине, когда мода на регулярный стиль в ландшафтном дизайне вернулась вместе с имперским классицизмом в архитектуре. После трагических событий начала 90-х за этими парками перестали ухаживать, и сейчас они превратились фактически в дикий лес. В то же время парки регулярного стиля, за которыми постоянно ведется тщательный уход, сохраняют свою привлекательность десятилетиями и даже веками. Этот стиль по-прежнему считается основным при обустройстве правительственных резиденций.

Итальянский. Его особенность в том, что геометрически правильные формы планировки сочетаются с выраженным рельефом, где на вершине холма располагается вилла, а весь ансамбль спускается террасами вдоль его склонов. Причем на верхних террасах, соединенных лестницами, пандусами и каскадами воды, располагаются фонтаны и водоемы, площадки для отдыха, а на нижних — лужайки и цветники. Все аллеи и дорожки пересекаются под прямым углом, снизу перспектива центральной аллеи завершается зданием. Такой парк украшен большим количеством скульптур, амфитеатрами, фигурно подстриженными деревьями.
Голандский стиль
Первое, что бросается в глаза, когда впервые попадаешь в Голландию, необычайно ухоженные, аккуратные дворики, притом не только у частных домиков, но и у больших многоквартирных домов. Усилиями их обитателей любое пространство - даже узкая полоска земли между стеной здания и тротуаром - мгновенно превращается в садик, палисадник, цветник, за которым жильцы ухаживают скрупулезно и с любовью. Здесь не увидишь брошенных на траву окурков, оберток или битого стекла. Столь же редкое явление - сорняки на газонах. Нет в Голландиии привычных для нас заборов и оград. Между растениями и человеком не существует барьеров. Но почему-то никому не приходит в голову разрушить эту красоту.

В городах дворик перед многоквартирным домом заполнен часто разнообразными хвойниками и вечнозелеными кустарниками, которые декоративны в течение всего года. Монотонность зеленого цвета может нарушать пара ярко окрашенных декоративнолиственных кустарников. На переднем плане несколько неприхотливых цветущих травянистых многолетников: герань, молочай, ясколка. Гармоничное сочетание плиточного мощения, мелкой гальки и декоративных камней создает в саду особое настроение. Приятно после трудов праведных отдохнуть под великолепной голубой глицинией. Растения в горшках завершают композицию.
Некоторые владельцы придерживаются формального классического стиля. Бордюры из аккуратно подстриженного сашмита, выполненные из него же различные фигуры или орнамент. Свободное пространство заполнено щебнем, галькой, иногда цветной. Такой дворик-сад не требует большого внимания, его не надо полоть, поскольку сорняки сквозь камни не прорастают. Весь уход заключается в регулярной стрижке.
Но представление о настоящей Голландии дают не Амстердам и Гаага, а небольшие городки в Центральной Голландии. Именно здесь особенно сильно чувствуется истинный дух этой удивительной страны. Заглянем в чудесные сельские садики. Опять же из-за дороговизны земли участки сельских жителей небольшие, всего несколько соток, поэтому каждый сантиметр земли активно используется. Дом обычно расположен ближе к входу на участок, перед ним небольшой (10-15 кв.м) партерный газон - гордость хозяев и предмет их неустанной заботы. В небольшом "партере" перед парадными окнами дома обязательно находится место для моря тюльпанов, нарциссов, гиацинтов и крокусов, без которых Голландия просто немыслима. В голландских садах сажают всего два-три низкорослых дерева. Стоит ли выращивать высокие деревья, если они будут затенять территорию и мешать другим растениям? Для "упрочения" сельского стиля в качестве украшений используются деревянные тачки с цветами, старинная чугунная водопроводная колонка, игрушечная мельница.
Все дворики имеют индивидуальный облик, каждый оформляет их по своему вкусу. Но хотя и говорят, что двух одинаковых садов не существует, общие закономерности прослеживаются достаточно четко. Садики у домов, как правило, не только тщательно ухожены, но и хорошо скомпонованы. Традиционные цветники встречаются редко, поскольку за ними требуется тщательный, регулярный уход, а достаточно большие затраты на их создание не всегда приносят ожидаемый эффект. В оформлении чаще всего используются хвойные, вечнозеленые деревья и кустарники или травянистые многолетники, летников же мало, поскольку они требуют больше внимания. Пышные экзотические растения популярностью у голландцев не пользуются.
Часто проставляется главный акцент - это может быть, например, небольшое красивоцветущее штамбовое деревце. Благодаря своей форме оно будет привлекать внимание в любой сезон. В последнее время огромной популярностью в Голландии пользуется камассия - высокое, почти до метра высотой луковичное растение. Его сине-голубые звездчатые цветки, собранные в колосовидные соцветия, яркими пятнами выделяются на фоне зелени. Это скромное и в то же время элегантное растение сегодня можно встретить практически в каждом дворе.
Посадки сочетают с декоративным мощением. Камнем покрывают площадки и дорожки во внутренних двориках. Многие жильцы выставляют здесь растения в кадках и вазонах. Словом, все выглядит просто и в то же время изысканно.
Неплотная живая изгородь невысока, да и зачем скрывать такую красоту. За домом растут несколько плодовых деревьев и ягодных кустарников, на солнечном месте разбит небольшой аккуратный огород, хозяйственные постройки замаскированы вьющимися растениями. Высажены высокоурожайные культуры, устойчивые к болезням и вредителям. Планировка достаточно свободная, при этом сад идеально ухожен, в нем все "расставлено" на свои места. Именно такие сады разбиты в небольших голландских поселках - красивые и в то же время вполне функциональные.
В качестве наглядного примера заглянем в обычный голландский дворик-сад. На небольшом кусочке земли у стены дома разместилось не больше десятка растений. Но подобраны они так, что дворик выглядит декоративно в течение всего сезона. На переднем плане, как и положено, низкорослые растения: иберис и незабудка, классическое сочетание белого и голубого. Пышный и в то же время компактный куст молочая с апреля украсят нежные желто-зеленые зонтикики соцветий. Расположившийся за ними куст пиона зацветет чуть позже. Практически вместе с ним распустятся цветки бородатого ириса, а некоторое время спустя разросшийся к тому времни флокс прикроет собой отцветающую незабудку. Ближе к осени зацветет седум. Так благодаря продуманной композиции и тщательному подбору растений этот неброский, но изящный садик будет радовать глаз весь сезон.
Мягкий морской климат в Голландии позволяет использовать в озеленении очень широкий ассортимент представителей флоры. Поражает обилие вечнозеленых, особенно хвойных растений - низкорослых и карликовых сосен, елей, различных видов можжевельника, туи, тиссов. Нередко можно встретить огромные экземпляры араукарии. Порой полоса земли максимально плотно засажена декоративными кустарниками и многолетними цветами. Золотистые шаровидные и плакучие туи, слива, миндаль, сирень, барбарис, айва, пестролистные и зеленые хосты, ползучие камнеломки, манжетки, и конечно же, луковичные, заполняющие все свободное пространство: тюльпаны, нарциссы, гиацинты, крокусы, рябчики, пролески, лилии… Как бы ни были хороши голландские дворики-сады, в них нет ничего такого, чего не смогли бы воплотить в своем дворе и наши граждане. Для этого совсем не обязательно иметь огромный участок. Приемы устройства голландских садиков окажутся оптимальными как раз-таки для владельцев небольших наделов. Красоту рядом с собой можно создать и на небольшом участке земли. Было бы желание!
Французский или регулярный стиль ландшафтного дизайна.
Мусульманский (Мавританский)


Традиционный восточный сад — «чорбак» — «четыре сада», придуманный по преданию Киром I, основателем династии Ахеменидов. В основе планировки лежит квадрат, разбитый еще на четыре равных квадрата дорожками, бордюрами и обязательно небольшими каналами-ручьями. В центре каждого из четырех квадратов располагают фонтаны или бассейны. Деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно., будь то великолепный фонтан во дворцовом парке или колодец в крошечном садике небогатого человека. Без воды сад — не сад.
В мусульманских садах все располагает к расслаблению и отдыху – мелодично журчащие фонтаны, легкие струи воды, искрящиеся на солнце, благоухающие цветы. Сады в мусульманских странах ассоциировались с раем. Подобно мусульманским, в мавританских садах главным украшением сада становилась вода, заключенная в самые разные формы. Деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно. Большое количество цветов и пряных трав являлось особенностью мавританских садов. Широко использовалось декоративное мощение свободных от посадок пространств, что придавало садам особое изящество и изысканность.
Мусульманские (мавританские) сады зародились в ту эпоху, когда бедуины из аравийских пустынь стали завоевывать большие города, переселяться в них и обустраивать их сообразно своим представлениям о красоте и комфорте.
С одной стороны, эти сады являются прямыми наследниками роскошных садов древнего Востока – тех самых, которые в античные времена относили к числу чудес света. А с другой стороны, мусульманские сады несут на себе отпечаток исламских легенд, а также особого отношения к воде, характерного для бывших жителей пустынь.
Центром жизни в пустыне всегда был оазис, а центром оазиса – источник воды. Подобным образом устроен и ландшафтный дизайн мусульманского сада.
Его центром обычно служит водоем или фонтан, от которого по сторонам света расходятся аллеи или каналы – как четыре реки, согласно Корану, вытекающие из райского сада. Эти «реки» делят сад на четыре равные части, и в центре каждого квадрата снова можно увидеть источник воды. И если сад велик, то большие квадраты делятся на четыре меньших.
Геометрическая правильность ландшафта сада органически сочетается с буйством растительности. Растения в мавританском саду высаживаются свободно и не подвергаются стрижке. Разноцветье трав, листы и цветов и разнообразие превосходных ароматов – еще одна отличительная черта мусульманского сада.
Такой сад словно пытается повторить в миниатюре образ мусульманского рая. Недаром основатель секты исмаилитов Хасан ибн Саббах использовал сад в одной из своих крепостей для воспитания преданности. Новых приверженцев секты, одурманив наркотиками, переносили в роскошный сад, где среди деревьев и цветов бродили юные девственницы, и, очнувшись, новичок не сомневался, что он уже в раю. А когда, утомленный любовью и вкушением яств и вина, он снова засыпал, его переносили обратно в крепость и говорили, что только верность Хасану ибн Саббаху и беспрекословное выполнение приказов позволит вернуться в райские кущи навечно.
Однако наивысшего расцвета мавританские сады достигли в средневековой Испании. Когда испанские христиане отвоевали у мусульман Альгамбру, они испытали настоящее потрясение, увидев эту неземную красоту. Именно испанская разновидность ландшафтного дизайна мусульманских садов легла в основу мавританского стиля, существующего и поныне. Эти сады отличались небольшими размерами – ведь они, как правило, занимали внутренние дворики дворцов и домов. Утонченность и изысканность мавританских садов остается непревзойденной. Это дивное сочетание воды, воздуха, деревьев, цветов и трав, богатство цвета, ароматов и звуков смело можно отнести к наивысшим достижениям ландшафтного дизайна на все времена.
Китайский стиль ландшафта

Китайский сад — это нетронутая природа, в которую искусно вписаны постройки. В данном пейзаже важное место занимает вода как олицетворение Инь и Янь. Очень ценятся на Дальнем Востоке камни, особенно старые, необычной формы, они могут стоить огромных денег. Сад предназначен для прогулок, поэтому обычно складывается из нескольких объемов, разделенных растительностью, искусственными горками, мостиками — всем, что может ограничить пространство, создать уютный уголок, как бы скрывающий какую-то загадку. Объемы соединены незаметными тропинками. Большое значение имеет ограда. Ее контурами стараются повторить изгибы местности, местами спрятать под растительностью, местами выделить. Традиционный цвет — белый, наилучший фон для ночного театра теней. В старину гости оставляли на таких стенах «автографы»: поэтические строки или образцы каллиграфии. Вся растительность наделена символизмом, много цветов. Чего не найдешь в китайском саду, так это газонов, поскольку пустота должна быть органичной с точки зрения природы. Неотъемлемый элемент — окна, которые могут быть в самых неожиданных местах, призванные подчеркивать контрасты и отдельные элементы. К примеру, из «лунного», круглого окна открывается вид на длинное тонкое растение, окна с частой решеткой сложного узора дают затейливый рисунок тени.

Япония и Китай находятся рядом и имеют давние связи. Японская культура очень много взяла у Китая – но все же наряду с элементами сходства между этими двумя культурами существуют разительные отличия. Если главной особенностью японского стиля ландшафтного дизайна является безусловная ценность любой детали, любого элемента системы, то в Китае на первый план выходит иерархичность, подчиненность одних элементов другим. Одна из ключевых идей китайской культуры – это гармония законов Вселенной, воплощенная в фэн-шуй – правилах и принципах, регулирующих взаимодействие человека с природой.
Устройство ландшафта китайского сада подчинено законам фэн-шуй – законам гармонии и баланса. Причем речь идет не только о гармонии между элементами сада, но и о гармонии между садом и людьми.
Можно сказать, что китайский сад – это проекция души его хозяина. И это делает каждый такой сад неповторимым произведением искусства. Китайский сад – одновременно творение человеческих рук и часть природы. Здания, сооружения, скульптуры и малые архитектурные формы гармонично вписаны в нем в искусно обработанный природный ландшафт.
Для ландшафта китайского сада характерно стремление к идеальному балансу между водой и сушей, ровными и возвышенными участками, растительностью и свободным пространством. В отличие от японского сада, где нет второстепенных элементов, и любую деталь можно воспринимать, как центр вселенной, в китайском саду обязательно существует центральная композиция, вокруг которой выстраивается все остальное. Из этого центра, как правило, открывается наилучший вид на все пространство сада, а с другой стороны, находясь в любой точке сада невозможно усомниться в том, где находится его центр. В этом проявляется иерархичность китайского стиля.
В противоположность японскому саду с его мягкими тонами и плавными цветовыми переходами, китайский сад ярок и многоцветен. В особенности это касается так называемых «смеющихся садов». А сады «угрожающего стиля» наполнены причудливыми и вычурными элементами – нависающими скалами и обрывами, деревьями неестественной формы, страшными статуями мифических существ. Несколько ближе к японским китайские сады «идиллического стиля», но и они сохраняют описанные вше типично китайские особенности, к которым можно добавить еще одну. Если японский сад может быть сколь угодно мал и производить впечатление игрушечного, то китайский сад обычно просторен.
И если в настоящий полноценный японский сад можно превратить маленький укромный уголок приусадебного участка, то под китайский сад лучше выделить весь участок и подготовиться к основательному преобразованию его рельефа и убранства (озеленению, посадке деревьев, устройству цветников и пр.).
Японский стиль ландшафта
Японский сад – это органичная часть всей японской культуры, в основании которой лежит удивительный синтез национальной религии синто и особой разновидности буддизма – философии дзен.
Хотя и принято считать, что большое влияние на японское садоводство оказали китайские традиции, однако японские сады принципиально другие:
они не предназначены для прогулок, только для созерцаний. Поэтому здесь уместны аллегории и символичные изображения элементов. К примеру, дорожка из гальки — река, а камень — гора Фудзи. Возможны «сухие» сады только из песка и камней.

В японском саду элементов немного, но каждый из них подбирается с огромной тщательностью. Игра прихотливых форм, сочетание оттенков, контраст фактур, проработка деталей. Здесь нет ярких цветов и буйства растительности. Большинству европейцев японская культура кажется парадоксальной и странной. И это неудивительно. Ведь дзен отдает предпочтение чувствам и интуиции, просветлению и озарению, и здесь неуместен свойственный европейцам рациональный подход.
Представь себе, как выглядело твое лицо, когда не родился еще твой отец – и ты поймешь, что такое дзен.

По этому принципу построено японское искусство, японская поэзия, японская икебана и, конечно, ландшафт японских садов. Японский сад может состоять из тринадцати камней, один из которых всегда скрыт от взгляда. Японский сад может состоять из одного дерева. Японский сад может иметь несколько шагов в длину и ширину, и, делая эти шаги, вы будете перешагивать через растущие в нем деревья.
Об этих деревьях стоит рассказать особо. Они широко известны в мире под названием бонсаи, и их выращивание – это сложный кропотливый труд.
Бонсаи – это самое настоящее дерево, которое в естественных условиях могло бы вырасти до многометровой высоты. Но, подрезая особым образом его корни и крону можно превратить дерево в маленькое растение с причудливо изогнутыми ветвями и изящными миниатюрными листьями. Японская культура лишена стремления к гигантизму и к избыточной роскоши. И в ландшафте японского сада не бывает ничего слишком большого, слишком яркого и слишком вычурного. В японском саду вы не увидите буйства растительности и калейдоскопа цветов и красок. Но в то же время здесь нет и ничего второстепенного. Можно сказать, что каждый элемент ландшафта сада является центральным. И больше того – представляет собой центр маленькой вселенной. Стоит убрать любую деталь – и гармония нарушится. Вода, дорожки, камни, маленькие, но изумительные в своем изяществе садовые бонсаи, ветви цветущей сакуры и белые лотосы на воде – все в японском саду навевает мысли о вечном, о бесконечном совершенстве мироздания, о плавном круговороте жизни и о нирване, как месте безграничного покоя. И если вам близок этот восточный путь, то японский сад может появиться и возле вашего дома. Вы можете выбрать сами, будет ли это маленькое и уютное место отдохновения и созерцания, или же просторный сад с беседками, местом для медитаций и площадкой для наблюдений за луной.
Английский сад или пейзажный стиль ландшафта

Английский (пейзажный) стиль сада - предполагает естественность в размещении элементов и большую плавность линий, имитируя природный ландшафт: извилистые дорожки, живописные водоемы, "натуральные" композиции из растений, которые высаживаются ярусами (деревья, кустарники, подлесок, цветы). Англия во все времена была самой свободной из всех стран, когда либо существовавших на земле. Вольный дух баронов, вырвавших у короля Джона, младшего брата Ричарда Львиное Сердце, Великую Хартию Вольностей, и дух йоменов Робин Гуда из Шервудского леса продолжал жить в англичанах вне зависимости от причудливых поворотов истории. Оттого, наверное, и английские парки во все времена были похожи на этот самый Шервудский лес – только облагороженный, с аккуратно подстриженными газонами, удобными дорожками и тщательно продуманным расположением растений – так, чтобы пространство сада казалось более естественным, чем сама природа. В саду пейзажного стиля не бывает прямых линий и растений, выстроенных по линеечке. Извилистые дорожки соединяют куртины и отдельно стоящие растения, разбросанные в живописном беспорядке.

При создании садов пейзажного стиля цель любого дизайнера - достичь возможно более полного и гармоничного развития декоративных достоинств выращиваемых растений. В этом случае задачи озеленения не противоречат естественным целям жизни растений, наоборот, благодаря проведению различных агротехнических мероприятий достигается более быстрое и естественное их развитие. В садах, созданных в ландшафтном стиле, изменения внешней формы растений в связи с их возрастом не нарушают общей идеи сада, а все время приближают ее к задуманному садоводом образцу.
Главное в этом стиле - естественность формы декоративной растительности, используемой в свободной планировке и расположении. Так, группы древесных растений и всевозможные посадки цветочного оформления имеют очертания свободных форм. При этом особо подчеркивается естественность обстановки.
Если в формальном стиле все построено на контрастах, то в пейзажных садах предпочтительны мягкие плавные линии. Декоративные элементы, в том числе скульптуры, камни, растения-солитеры, стараются использовать очень продуманно и осторожно, когда они гармонично вписываются в окружающий ландшафт. Предпочтение отдается естественным формам, цветам и материалам. Естественность достигается умелым и правильным использованием элементов оформления и слиянием их с ландшафтом сада.
Основу современного стиля в ландшафтном дизайне и озеленении характеризуется комбинированием пейзажного и регулярного стилей, причем последний чаще всего присутствует в парадных частях сада. Размещая растительность в саду, в первую очередь основываются на комбинационных принципах и колоритных факторах садово-паркового искусства, в соответствии с возможностями совместного произрастания растительных видов в данной природной среде, что создает желанные и эстетически приятные садовые пространства.
Берега водоемов плавно изгибаются, и искусственные пруды невозможно отличить от естественных. Все в таком саду подчинено одной главной идее – следованию природным образцам. Однако если присмотреться, то можно заметить в устройстве английского сада своеобразный порядок – след мысли дизайнера ландшафта. В высадке растений соблюдается определенная иерархия. Они высаживаются ярусами – большие деревья, подлесок, кустарники, цветы, газон. Для этих композиций, имитирующих природный пейзаж, подбираются растения, которые наилучшим образом сочетаются друг с другом по цвету и фактуре. При проектировании английского сада учитываются даже сезонные изменения цвета листвы, травы и цветов. Оттого пейзажные сады одинаково великолепно выглядят и летом, и осенью, и даже зимой.
В современном ландшафтном дизайне пейзажный стиль используется наиболее часто. Наверное, все дело в том, что жителям городов с их прямолинейным, упорядоченным дизайном улиц и домов в горизонтальной и вертикальной плоскости, требуется отдых и разрядка – и для этого нет ничего лучше природы, нет ничего лучше естественности, образцом которой являются сады пейзажного стиля.
Апеннинский сад

Горная местность Апеннинского полуострова способствовала созданию особого итальянского стиля ландшафтной архитектуры. Он сформировался еще в Древнем Риме и получил широкое распространение в XV в., в эпоху Возрождения. Итальянским называется террасный сад, организованный ступенями на склоне холма. Кульминация пейзажа - возведенная на самой вершине холма вилла, которая "парит" над окрестностями и из которой открывается вид на море или долину. Террасный сад имеет относительно регулярное планирование. Правая и левая части сада обычно имеют лишь приблизительную симметрию относительно основной оси. Индивидуальный стиль итальянского ландшафта создают вечнозеленые пирамидальные кипарисы (в российских климатических условиях их можно заменить узкоколонновидными формами туи и можжевельника обыкновенного) и оливковые деревья (в России - облепиха и лох серебристый). Скамейки и каменные балюстрады полускрыты вьющимися растениями. Дикие горные речки оформляются как водопады. Итальянцам с их живым темпераментом по душе большие объемы воды - ее буйство, шум, брызги и всплески.

Средиземноморский стиль удобно копировать на холмистых участках со значительными перепадами высот и открытыми пространствами. А поскольку море для большинства жителей России редкость, из окон "дворца" должно быть видно хотя бы бескрайнее поле.
Декоративные сады
Натургартен — тип сада, появившийся в начале XX века в Европе. Здесь за растениями не нужен постоянный уход, они живут естественной для них жизнью. Главное — устойчивость и декоративность композиции, как можно более разнообразной по составу. Этот сад не нужно удобрять, рыхлить почву. Уход заключается в довольно редком поливе, прореживании сильно разрастающихся видов и в подсадке тех однолетников, которые плохо осеменяются самостоятельно.
Романтический сад возник под влиянием моды на «сельскую» жизнь у английских аристократов в конце XVIII века. Тогда получили широкое распространение открытые веранды и террасы, заставленные ящиками и вазонами, завешанные кашпо с цветущими растениями. Ограды, стены, беседки, арки, перголы — все увивалось цветами. Весь сад похож на клумбу с продуманной планировкой, при которой красивые виды должны открываться с любой точки.
Внутренние сады распространены с древних времен преимущественно в странах Средиземноморья. Такой сад представляет собой как бы одну из комнат внутри здания. В древней Греции и Риме был распространен перистиль — внутренний дворик, окруженный колоннадой: греческий — мощеный с бассейном и растениями в кадках, римский — с открытым грунтом с растениями и дорожками.
Мавританский сад появился в Испании под влиянием арабской культуры и представляет собой патио — внутренний дворик, окруженный увитыми виноградом галереями, с растениями в открытом грунте, водоемом и значительными площадями мощения. Отличительная особенность мавританского сада — обилие пахучих трав, цветов и яркой керамики.
Плавучие сады - тот оригинальный, ни на что не похожий способ разведения садов придумали ацтеки. Из тростника строились плоты, на которые насыпался грунт, ил со дна озера, сверху высаживались растения. Плоты эти плавали по озеру, со временем корни разрастались, цеплялись за дно и становились своеобразными якорями. Историки утверждают, что чинампас, так назывались эти сады, — первый в истории пример использования гидропонного метода выращивания растений. Кстати, нечто подобное чинампас до сих пор существует в Индии, в Кашмире, где на озере расположен целый город, который в отличие от Венеции, не стоит на дне, а плавает. Местные жители ухаживают за своими садами и возделывают огороды, передвигаясь на лодках.
Пейзажные парки — парки подражающие природе, с сохранением ландшафта либо имитацией естественного рельефа, если участок плоский. Водоемы, ручьи извилисты, равно как и дорожки. Растениям также сохраняется их естественный вид.
При обустройстве садового участка придерживаются следующих правил
- чем растения меньше, тем больше их требуется для посадки;
- группа может быть достаточно плотной или сквозистой, но она должна иметь четкие очертания. Для этого посадку растений проводят таким образом, чтобы во взрослом состоянии их кроны смыкались;
- за очень редким исключением группа не может иметь в очертании правильную геометрическую форму, например квадрата или прямоугольника. Границы группы должны быть мягкими и плавными - это придает посадкам естественность;
- традиционно в группы высаживают нечетное количество растений: деревья и крупные кустарники - по 3 шт., среднерослые кустарники - по 5 шт., низкорослые или карликовые кустарники - по 9 шт. При необходимости число растений может быть увеличено или уменьшено;
- для того чтобы смешанная группа сохраняла свою архитектонику в течение многих лет, желательно учитывать темпы роста входящих в нее растений. На ограниченных площадях не следует высаживать быстрорастущие породы;
- для смешанных групп растения подбираются и по декоративной, и по биологической совместимости;
- если смешанная группа состоит из красивоцветущих растений, целесообразно подобрать их так, чтобы цветение одних видов сменялось цветением других.
Ещё статьи по теме "Регулярный парк"
|
Зеленая классика
Каким бы необычными и самобытными не казались сады и парки, в их основе всегда лежат два краеугольных камня, два стилевых направления: пейзажный и регулярный.
Если первый создается по принципу подражания природным ландшафтам (о чем мы уже рассказывали), то второй - противопоставляется им. Подчеркнутые строгость и рукотворность как бы призваны преобразить хаос естественных природных ландшафтов... |